Space Oddity (альбом)


Space Oddity — второй альбом Дэвида Боуи, выпущенный в 1969 году. Первоначально был издан на лейбле Philips Records в Великобритании под названием David Bowie и на Mercury Records в США под названием Man of Words/Man of Music. В 1972 году был переиздан лейблом RCA Records под нынешним названием. В 1972 году альбом Space Oddity поднялся до 24-го места в UK Albums Chart и, повторно войдя в чарты — до #17 в 1973-м. Его наивысшее достижение в Billboard 200 — № 16. В ретроспективе альбом расценивается музыкальными критиками как «первый истинный альбом Дэвида Боуи»; он также стал первым регулярно переиздаваемым альбомом певца.

В работе над Space Oddity приняли участие такие известные сессионные музыканты, как Херби Флауэрс, Тим Ренвик, Терри Кокс, Рик Уэйкман, а также виолончелист Пол Бакмастер, мультиинструменталист и продюсер Тони Висконти, басист Джон Лодж (англ. John Lodge)[~ 1].

Ещё до начала работы над записью альбома песня «Space Oddity» была выбрана в качестве ведущего сингла, основанного на более раннем демо. Тони Висконти счёл это своего рода «новинкой» (novelty record), и передал полномочия продюсера Гасу Даджену. Таким образом, Висконти спродюсировал все песни на альбоме, которые были на его переиздании 1972 года, за исключением того самого трека, в честь которого альбом получил своё название. Тим Ренвик (англ. Tim Renwick), Джон 'Хонк' Лодж, Мик Уэйн (англ. Mick Wayne) и Джон Кембридж (англ. John Cambridge) — музыканты группы Junior’s Eyes участвовали в сессиях альбома и недолго выступали с Боуи на сессиях для BBC Radio в октябре 1969 года.

До сих пор считающаяся одной из самых известных песен Боуи, «Space Oddity» была в значительной степени акустическим номером, дополненным мрачными тонами стилофона — карманного электронного органа. Название и тематика были вдохновлены фильмом Стэнли Кубрика «2001: Космическая Одиссея», также в этой песне Боуи представил персонажа Майора Тома. Некоторые критики усмотрели в песне подтекст в качестве метафоры для употребления героина, сославшись на открытие обратного отсчёта по аналогии с переходом наркотика от укола иглы к «удару» эйфории и отметив признание Боуи в «глупом флирте с героином» («silly flirtation with smack») в 1968 году. Его хит 1980 года «Ashes to Ashes» объявил: «Мы знаем, Майор Том — наркоман» («We know Major Tom’s a junkie»).