Sun Ra


Sun Ra (по документам Le Sony’r Ra[1], имя при рождении — Герман Пул Блаунт (англ. Herman Poole Blount)) — американский джазовый композитор, руководитель группы, поэт и философ, постановщик спектаклей, известный своей экспериментальной музыкой, «космической философией», творческой плодовитостью и необычными театральными представлениями. Был принят в Алабамский джазовый зал славы в 1979 году. Большую часть своей карьеры руководил The Arkestra, коллективом с часто менявшимся названием и составом.

Блаунт родился и вырос в Алабаме. В конце 1940-х годов он приобщился к чикагской джазовой сцене. Вскоре он отказался от своего имени при рождении, взяв имя Le Sony’r Ra, сокращенное до Sun Ra (в честь Ра — египетского бога Солнца). Утверждая, что он пришелец с Сатурна с миссией проповедовать мир, он мифологизировал свою личность и развил своеобразное кредо, которое сделало его пионером афрофутуризма.[2] На протяжении всей своей жизни он отрицал связь со своей изнчальной личностью, говоря: «Любое имя, которое я использую, кроме Ра, является псевдонимом».[3]

Его эклектичная и авангардная музыка перекликалась со всей историей джаза, от рэгтайма и раннего новоорлеанского горячего джаза до свинга, бибопа, фри-джаза и фьюжн. Его композиции варьировались от клавишных соло до произведений для больших оркестров из более чем 30 музыкантов, не считая песен, гимнов, произведений для ударных. С середины 1950-х годов до своей смерти Ра руководил музыкальным коллективом The Arkestra (в котором в разное время участвовали Маршалл Аллен, Джон Гилмор, Джун Тайсон). В его выступлениях часто участвовали танцоры и музыканты, одетые в сложные футуристические костюмы, вдохновленные древнеегипетской одеждой и наступавшей космической эрой. (После вынужденного ухода Ра в 1992 году, группа продолжала свою деятельность под названием The Sun Ra Arkestra, а с 2018 года продолжает выступать под руководством Ра Маршалла Аллена.)[4]

Хотя его успех среди широкой публики был ограниченным, Сан Ра был плодовитым записывающимся исполнителем и часто играл живую музыку, он оставался влиятельной фигурой на протяжении всей своей жизни благодаря своей музыке и своей харизме.[5] При всей своей яркости он был мягким, вежливым, очень дисциплинированным человеком. Сейчас он широко почитается новатором, особенно в области свободной импровизации и модального джаза, а также за раннее использование электронных клавишных и синтезаторов.[5][6] За свою карьеру он записал десятки синглов и более ста полноформатных альбомов, включающих более 1000 песен, что сделало его одним из самых плодовитых музыкантов XX века.[7]