Зелёная книга (путеводитель)


«Зелёная книга» (англ. The Green Book) — краткое название ежегодного путеводителя для чернокожих автомобилистов, издававшегося в США с 1936 по 1966 год. Вначале гид выходил как «Зелёная книга негритянского автомобилиста»[К 1] (The Negro Motorist Green Book), затем как «Зелёная книга чернокожих путешественников» (The Negro Travelers’ Green Book) и «Зелёная книга путешественников» (The Travelers’ Green Book)[3]. Подготовкой справочника занимался Виктор Хьюго Грин (1892—1960), афроамериканец, проживавший и работавший в Нью-Йорке почтовым служащим, после смерти которого публикацию продолжала его вдова Элма[4]. Книга издавалась в эпоху «Законов Джима Кроу[К 2]», когда на Юге США была узаконена сегрегация, а в штатах Севера открыто практиковалась дискриминация чернокожих. Несмотря на широкое распространение расовой дискриминации и бедности, которые ограничивали владение автомобилями среди чернокожих, представители зарождавшегося афроамериканского среднего класса покупали машины. На дороге они сталкивались с различными неудобствами и опасностями — от отказа в обслуживании до произвольного ареста. В ответ Грин составил собственный путеводитель по местам, относительно дружественным к афроамериканцам.

Грин вскоре расширил географию своего путеводителя, ориентированного в первом издании 1936 года лишь на Нью-Йоркскую агломерацию, — справочник охватил большую часть Северной Америки, включая территории Соединённых Штатов, частично Канады, Мексики, Карибского бассейна и Бермудских островов[5]. Впоследствии автор открыл собственное туристическое агентство. «Зелёная книга», мало известная за пределами афроамериканского сообщества, стала «„библией“ странствований чернокожих во времена Джима Кроу»[6], позволяла находить ночлег, различные сервисы и автозаправочные станции, которыми путники могли бы беспрепятственно воспользоваться. Вскоре после принятия Закона о гражданских правах 1964 года, который пресекал попытки расовой дискриминации в американском обществе, книга утратила свою актуальность, и её публикация прекратилась. Интерес к книге возродился в начале XXI века в связи с исследованиями поездок чернокожих автомобилистов в эпоху «Законов Джима Кроу».