USS Saratoga (CV-3)


USS Саратога (CV-3) — авианосец ВМС США, эксплуатировавшийся в период с 1925 по 1946 годы, второй корабль типа «Лексингтон». В ходе службы был также известен в ВМС США под прозвищами «Леди Сара» и «Старая Леди»[1]. Уничтожен при испытаниях атомного оружия у атолла Бикини в 1946 году.

Однотипный с «Лексингтоном» (CV-2) — Саратога также построен на базе незаконченного корпуса линейного крейсера, был спущен на воду 7 апреля 1925 года и введён в состав флота 16 ноября 1927 года. Как и «Лексингтон», он сыграл ведущую роль в разработке концепции применения быстроходных авианосцев ВМС США. С 1928 года оба корабля принимали участие в ежегодных учениях тихоокеанского флота «Флит проблем», дальность плавания и численность авиагрупп этих тяжёлых авианосцев (которая к 1936 году уменьшилась до 18 истребителей, 40 бомбардировщиков и 5 вспомогательных самолётов) обеспечивала им решающую роль в любых вероятных операциях в Тихом океане.
На момент завершения строительства оба корабля имели в качестве основного артиллерийского вооружения восемь 203-мм орудий в четырёх спаренных башнях, расположенных по две спереди и сзади массивной надстройки, объединённой с дымовой трубой. Первоначально планировалось, что основу вооружения этих авианосцев будут составлять 152 мм АУ. Во время нападения на Пёрл Харбор «Сара» (Саратога) находилась в Сан-Диего, куда она вернулась для небольших доработок, но уже вскоре вместе с «Лексом» (Лексингтон) оказывала помощь гарнизону острова Уэйк.

В 1942 году авианосец получил поисковые радары типа СХАМ-1 с антенной на платформе, установку типа SC-1 для ближнего поиска воздушных целей с антенной на задней кромке трубы, и директоры Mk.37 с радарами FD на срезанной во время ремонта надстройке. После ремонта 1944 года радар SK (или SG-1) для надводного поиска с параболической антенной на фок-мачте заменил устаревший СХАМ-1. Перед операцией у о. Иводзима на передней кромке трубы установили радар типа SM на пьедестале, а наверху надстройки появилась необычная комбинация радара управления артогнём типа Мк.4/22. Кроме того, появились системы опознавания «свой-чужой» и наведения своих самолётов.

Была увеличена высота мостика, треногая мачта заменена мачтой-однодеревкой. В 1942 году трубу понизили до 19,8 м.

«Саратога» не участвовала в сражениях у атолла Мидуэй, так как в то время обеспечивала доставку новых самолётов в центральную часть Тихого океана. Но уже 8 июня после потери авианосца «Йорктаун» она вернулась в состав боевого флота. «Саратога» 7 августа 1942 года получила задание нанести силами своих истребителей и пикирующих бомбардировщиков удары по японской обороне на Гуадалканале для подготовки к высадке на остров десанта американской морской пехоты. В ответ на это 20 августа японцы направили к Восточным Соломоновым островам мощное соединение авианосцев.