MTV Unplugged in New York


MTV Unplugged in New York — концертный альбом американской рок-группы Nirvana, выпущенный 1 ноября 1994 года на лейбле DGC Records. Представляет собой запись выступления для музыкальной телепередачи MTV Unplugged. Концерт состоялся 18 ноября 1993 года и стал одной из последних телевизионных съёмок Nirvana. Помимо основного состава коллектива, в записи приняли участие бывший гитарист The Germs Пэт Смир и виолончелистка Лори Голдстон, а также братья Кирквуд из альтернативной рок-группы Meat Puppets. Продюсерами альбома выступили Скотт Литт и Алекс Колетти.

Шоу было снято режиссёром Бет Маккарти-Миллер и транслировалось по MTV 16 декабря 1993 года. Несмотря на негласную концепцию руководства проекта, Nirvana сделала упор на менее известный материал и кавер-версии, перепев песни The Vaselines, Дэвида Боуи, Ледбелли и Meat Puppets. В отличие от предыдущих концертов серии «Unplugged», которые были полностью акустическими, во время выступления группа использовала электрическое усиление и гитарные эффекты. Музыканты до последнего сомневались, стоит ли им участвовать в корпоративной передаче[2][3], а также не были уверены в своём музыкальном мастерстве[4]. В итоге, по мнению редакции Rolling Stone, они выдали лучший концерт в карьере и одно из лучших выступлений всех времён[5]. Впоследствии лидер R.E.M. Майкл Стайп отмечал, что Курт Кобейн планировал двигаться именно в таком музыкальном направлении — намереваясь записать тихий, акустический диск[6][7]. Это мнение разделяли журналисты[8][9][10].

Запись была выпущена на аудио- и видеоносителях через семь месяцев после смерти Кобейна, из-за чего планы издать её в рамках сборника Verse Chorus Verse были отменены. Пластинка дебютировала на верхней строчке американского чарта Billboard 200 и позднее была сертифицирована RIAA как восьмикратно «платиновая». В 1996 году альбом стал лауреатом премии «Грэмми» в категории «Лучший альтернативный альбом», став единственной наградой такого рода, присуждённой группе. Впоследствии некоторые представители СМИ рассматривали концерт как «прижизненные» похороны Кобейна, обращая внимание на поминальный антураж помещения, дизайном которого руководил сам музыкант[4][11], а также на упоминания смерти в пяти из шести исполненных кавер-версий[2][11][12].