Авианосцы типа «Сёкаку»


Авианосцы проекта Сёкаку (Парящий журавль) ВМС Императорской Японии (яп. Сёкакугата кокубокан)[3] — тяжелые авианосцы Императорской Японии 1940-х гг. Проект включал два корпуса: Сёкаку (яп. Парящий журавль) и Дзуйкаку (яп. Священный журавль). На момент ввода в строй (1941 г.) крупнейшие специализированные авианосцы в мире.

По оперативным замыслам Главного Штаба ВМС, костяк сил корабельной авиации в Императорской Японии должна была составить серия крупных, быстроходных и вооруженных кораблей, строительство которых до конца 1930-х гг. сдерживалось международные договорами об ограничении ВМС от 1922 г. и 1930 г. Облик серийного тяжелого авианосца ВМС полностью проявился в проекте Сорю. Накопив в 1920-30-х гг. опыт строительства и применения авианосцев (учения и конфликт 1930-х гг. в Китае), перед началом войны Императорская Япония создала наиболее удачный проект АВ серии Сёкаку.

Проект представлял развитие предшествующего Хирю при больших общих размерениях. Прирост 10 тыс. т водоизмещения был использован для усиления бронезащиты и прочностных характеристик, увеличения мощности ГЭУ, мореходности и численности ЛА и усиления средств ПВО. Головной корабль серии (Парящий журавль-Сёкаку) строился в кораблестроительном заводе Главной базы ВМС Иокосука в 1937-39 гг., второй (Священный журавль-Дзуйкаку) — гражданским заводом Кавасаки-Кобэ в 1938-40 гг. С принятием в строй обоих кораблей в составе 5-й дивизии ВМС силы корабельной авиации Императорской Японии по силе становились вторыми в мире[4].

На предыдущем проекте были исследованы вопросы компоновки, распределения весов, остойчивости и прочности, ПТЗ, размеры, форма и месторасположение надстройки, способы дымоотвода и численность ЛА. Решались и многие другие, важные для ударного авианосца, проблемы. Из-за экспериментов большинство АВ Императорской Японии заведомо имели недостатки, но проект журавлей оказался столь сбалансированным, что его нередко сравнивали с заложенным четыре года позже проектом Эссекс ВМС США. Императорская Япония успела построить только 2 ед. кораблей серии, после которых в разработку были приняты новые проекты с учетом боевого опыта ВМС[4].