Коррадини, Антонио


Антонио Коррадини (итал. Antonio Corradini, 6 сентября 1688, Эсте, (провинция Падуя) — 29 июня 1752, Неаполь) — итальянский скульптор эпохи барокко. Более всего известен иллюзорными изображениями фигур под вуалью, сквозь которую различимы контуры лица и тела. Работал в родной Венеции и провинции Венето, а также в Дрездене, Неаполе и Санкт-Петербурге[5].

Антонио Коррадини родился в Эсте, провинция Падуя (область Венето), в 1688 году в простой рабочей семье. Сведений о его обучении мало: он переехал в Венецию ещё молодым и в этом городе стал однокурсником Антонио Тарсиа, на дочери которого, Марии женился, от которой у него было много детей[6].

Коррадини вместе с венецианскими скульпторами Джузеппе Торретти, Антонио Тарсиа, Пьетро Баратта участвовал в украшении церкви Сан-Стае: ему приписывают создание аллегорических фигур Веры (с покрывалом на глазах), Надежды и Спасителя (в центре), венчающих треугольный фронтон фасада церкви.

В 1716 году Венецианская республика поручила Коррадини создание памятника венецианскому военачальнику (maresciallo) Иоханну Маттиасу фон дер Шуленбургу на о. Корфу, где он и находится по настоящее время. В 1721 году Коррадини стал официальным скульптором Венецианской республики. В этом качестве в 1725 году он был назначен ответственным за реставрацию Скала деи Гиганти и арки Фоскари во Дворце дожей в Венеции.

В 1723 году Коррадини, как принято считать, стал первым художником, который оформил отделение искусства скульпторов от профессии каменщиков, войдя в состав основанного в 1724 году коллегиума скульптуры. В 1725—1726 годах он состоял хранителем законов этого учреждения и в 1727 году стал его настоятелем[7].

Скульптурные произведения Коррадини тесно связаны с поздним венецианским барокко, этот стиль привил ему вкус к моделированию тел, проглядывающих под тяжелыми драпировками, что дало импульс к созданию более поздних работ зрелого периода, часто называемых «фигурами под вуалью» (figura velata). Достоверное известие о первой такой работе содержится в письме А. Балестры 1717 года, в котором он с удивлением и восхищением описывает статую «Сокрытой Веры», находившуюся в Венеции в собрании Манфрина, где она оставалась до 1856 года. В 1721 году Scuola del Carmine (скуола братства кармелитов в Падуе) поручила Коррадини изготовить шесть статуй для алтаря братства в церкви кармелитов: сохранилась только «Аллегория Непорочности» (Virginità in loco).