Баратта, Пьетро


Пьетро Баратта (итал. Pietro Baratta, ок. 1668, Каррара — 1729, там же) — итальянский скульптор, автор садово-парковых скульптур, культовых статуй и рельефов в стиле барокко.

Пьетро, сын Исидоро Баратта, родился в Карраре, в Тоскане, по новым данным около 1668 года[3]. У него было два брата: Джованни (1670—1747) и Франческо Баратта Младший, оба скульпторы. Его дядя Франческо Баратта Старший (ок. 1590—1666) также был известным скульптором, сотрудником Джан Лоренцо Бернини[4][5].

Пьетро Баратта работал в Удине и Венеции, на строительстве вилл в Венето (материковых владениях Венеции) в качестве скульптора и ландшафтного архитектора. В 1708 году он создал мавзолей Брандолин в приходе (parrocchia) Чизон-Ди-Вальмарино (Тревизо) с большими фигурами и рельефами. К тому же периоду относится оформление фасада с барельефом, изображающим Святого Себастьяна, церкви Сан-Себастьяно в Венеции[6].

В 1710 году Баратта вместе с группой венецианских архитекторов и скульпторов, проехавших через Флоренцию и Пизу, отправился в Рим. Он работал вместе с Джузеппе Торретти и Франческо Пенсо (Кабьянка) над статуями для трансепта и главного алтаря собора в Удине. У Пьетро была собственная мастерская, в которой проходили стажировку многие скульпторы, в том числе Франческо Робба. Для дворцовых садов Цвингера в Дрездене Баратта создал статуи Великолепия, Великодушия, Ценности и Славы.

Около 1727 года Пьетро Баратта покинул Венецию, чтобы вернуться в Каррару, где он создал скульптурный алтарь для собора Сарцаны со статуями святых Августина, Екатерины Генуэзской и Иоанна Непомука. Статуи, созданные Баратта, критиковали за незавершённость и некоторую грубость, тем не менее, он является одним из самых популярных скульпторов первой четверти XVIII века в Венеции. В своей мастерской он обучал молодых русских скульпторов, прибывших в Италию по распоряжению царя Петра I. Пьетро Баратта скончался в Карраре 2 февраля 1727 года (по иным данным в 1733 году).

С 1716 года по распоряжению российского царя Петра I приобретением скульптур в Италии для Санкт-Петербурга занимались С. Л. Рагузинский и Ю. И. Кологривов[7]. Помимо знаменитой «Венеры Таврической» С. Л. Рагузинский вывез из Италии более двадцати скульптур, некоторые (девять статуй и два бюста) он заказал П. Баратта и его помощникам. Возможно, на такое решение повлияло впечатление царя Петра, который до этого осматривал скульптуры Баратта в Дрездене. Первая статуя, изображающая «Милосердие», датируется 1714 годом, а последняя, группа «Мир и победа (Мир и изобилие)», — 1722 годом[8].