Боклевский, Константин Петрович


Константи́н Петро́вич Бокле́вский (24 апреля 1862, c. Питомша, Рязанская губерния[1] — 1 июня 1928, Ленинград) — российский инженер-кораблестроитель, профессор Ленинградского политехнического института и Военно-морской академии, генерал-майор Корпуса корабельных инженеров.

Родился 24 апреля 1862 в cеле Питомша Рязанской губернии. Старший сын художника Петра Михайловича Боклевского — иллюстратора произведений Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского[2].

В 1881—1884 годах учился в Морском Техническом училище, в 1886—1888 — в Морской Академии, в промежутке стажировался на должностях корабельного инженера. После академии К. П. Боклевский работал помощником строителя в Петербурге (постройка броненосца и канонерской лодки), с 1889 года по 1897 — в Николаеве (миноносцы, канонерские лодки, пароход, круглая в плане «поповка» — броненосец береговой обороны «Новгород»). Параллельно он был консультантом завода в Херсоне (проекты коммерческих пароходов, двух катеров и миноносца). С 1898 по 1901 К. П. Боклевский был в командировке во Франции и Швейцарии (наблюдение за постройкой крейсера «Баян» и броненосца «Цесаревич»).

Благодаря такому богатому опыту и эффективному выполнению порученных дел, К. П. Боклевский в 1901 году по инициативе А. Н. Крылова был назначен деканом Кораблестроительного отделения Политехнического института в Петербурге с задачей организации как строительных работ, так и учебного процесса. Деканскую должность только в 1923 году передал В. Л. Поздюнину (то есть руководил факультетом 22 года). В апреле 1902 года возглавил кафедру Корабельной архитектуры и был её заведующим на протяжении 26 лет, до 1928 года. Его первой учебной дисциплиной была «Морская энциклопедия», затем он создал учебник по проектированию судов.

В 1899 году К. П. Боклевский участвовал в основании общества «Русский Регистр» (нынешнего Российского морского регистра судоходства). В 1903 году впервые в мире организовал применение на танкерах дизелей, проведя в Нижнем Новгороде модернизацию двух теплоходов. В 1901 году К. П. Боклевский переводится из флота в запас, а в 1914 году снова был призван на флот и стал генерал-майором Корпуса корабельных инженеров. В 1908 году подготовил доклад о наилучших типах морских судов. С 1909 года К. П. Боклевский организовал, не прекращая основной работы, подготовку специалистов по воздухоплаванию и авиастроению, которая продолжалась до 1916 года, а потом была возобновлена в 20-е годы. В 1915 году он поддержал создание Союза морских инженеров — одного из предшественников нынешнего НТО им. акад. А. Н. Крылова. С 1927 года принимал участие в составлении «Технической энциклопедии» под редакцией Л. К. Мартенса, автор статей по тематике «судостроение»[3].