Вессели, Паула


Па́ула Анна Мария Ве́ссели (нем. Paula Anna Maria Wessely; 20 января 1907[1][2][…], Вена[3] — 11 мая 2000[1], Вена[3]) — австрийская актриса театра и кино.

Паула родилась в семье венского мясника Карла Вессели, его старшая сестра Йозефина, тётка Паулы, блистала в венском Бургтеатре, но внезапно умерла в возрасте 27 лет. В гримёрной Паулы Вессели всегда стоял портрет Жозефины Вессели. Мать Паулы Анна увлекалась в юности хореографией, но по настоянию брата-учителя отказалась от работы в кордебалете.

Дебют Паулы состоялся 18 мая 1922 года на школьном благотворительном вечере, где она выступила в роли Агнессы в одноактной пьесе «Фрицхен» Германа Зудермана. В 1922 году Паула Вессели была принята в Государственную академию музыки и исполнительского искусства. По окончании академии Вессели посещала семинары Макса Рейнхардта.

В 1924 году Вессели впервые вышла на сцену венского Фолькстеатра, где служила до 1926 года и была занята преимущественно в ролях служанок. Осенью 1926 года Вессели получила приглашение от Леопольда Крамера в Немецкий театр в Праге, где её партнёром по сцене стал Аттила Хёрбигер. Спустя год в 1927 году Вессели вернулась на работу в венский Фолькстеатр к Рудольфу Беру.

С 1929 года Вессели с будущим мужем Аттилой Хёрбигером была занята в постановках Макса Рейнхардта в Театре в Йозефштадте. Её спутником жизни в это время был актёр Ганс Ярай, с которым она познакомилась в Фолькстеатре. В 1930 году Вессели впервые приняла участие в Зальцбургском фестивале в престижной постановке Рейнхардта — в роли Луизы в «Коварстве и любви». С 1932 года Паула Вессели работала у Рейнхардта в Немецком театре в Берлине.

Настоящий успех пришёл к Вессели 17 сентября 1932 года благодаря роли Розы Бернд по Гауптману в постановке Карлхайнца Мартина. За этой творческой удачей последовала заглавная роль в оперетте «Сисси» Фрица Крейслера, для которой она брала уроки вокала.