Хелст, Бартоломеус ван дер


Бартоломеус ван дер Хелст (также Гельст; нидерл. Bartholomeus van der Helst; ок. 1613, Харлем — 16 декабря 1670, Амстердам) — нидерландский живописец и гравёр, известен как портретист.

Хелст, сын трактирщика, родился в Харлеме. В связи с женитьбой перебрался в 1636 году в Амстердам, прожил там всю жизнь и никогда не выезжал из Голландии. Возможно, живописи учился ещё в Харлеме, но неизвестно, кто преподал ему первые уроки (биографических данных о Хелсте вообще крайне мало). Считается, что в Амстердаме Хелст учился у крупного художника начала XVII века Николаса Элиаса Пикеноя. Достоверно неизвестно, учился ли он у Рембрандта, жившего в Амстердаме в одно время с ним, но Хелст усвоил некоторые приёмы портретного стиля Рембрандта, а также Халса.

1637 годом датируется первая известная картина Хелста — портрет четырёх членов попечительского совета Валлонского приюта. Стилистически картина близка произведениям Элиаса. К Хелсту быстро пришла слава, у него появились ответственные заказы. Основными его клиентами стали представители городской верхушки, основными сюжетами — празднества стрелков, присуждение призов, фигуры управителей и попечителей богоугодных заведений, синдиков городских корпораций. В 1642 г. художник написал портрет бургомистра Андриса Бикера с женой и сыном.

Шестью годами спустя создан шедевр Хелста — огромный групповой портрет «Торжество по поводу подписания Мюнстерского договора». В этом полотне талант автора ярко проявился в создании гармоничной многофигурной композиции, при этом все изображённые персонажи индивидуальны и легко узнаваемы.

Также в это время (1642г.) он рисует одну из шести картин, заказанных народной дружиной Амстердама (обществом мушкетеров), эта картина находится в Амстердаме там же, где и знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта, так что посетители могут проводить непосредственно сравнение между обоими художниками по их произведениям. Долгое время это полотно считалось равным «Ночному дозору». Картина называется "Народная дружина восьмого округа", она висела в штаб-квартире общества мушкетеров (народной дружины) на соседней стене с "Ночным дозором", и сейчас она тоже размещена с ним на соседних стенах, но уже в Государственном музее в Амстердами (Рийксмузеум).


Джошуа Рейнольдс, посетивший Амстердам в 1781 г., сравнивал эту картину со всеми виденными им ранее портретами и нашёл в ней наивысшее воплощение всех тех качеств, которые должны быть присущи идеальному портрету. Стоит заметить, что, хотя слава Хелста зиждется в первую очередь на портретах, он создавал ещё и картины исторической, библейской и мифологической тематики.