Маршнер, Генрих


Ге́нрих А́вгуст Ма́ршнер (нем. Heinrich Marschner; 16 августа 1795, Циттау, Курфюршество Саксония — 14 декабря 1861, Ганновер, Королевство Ганновер) — немецкий композитор и дирижёр, один из видных представителей раннего романтизма.

Композиции обучался у И. Г. Шихта в 1811—1816 годах. Сразу после окончания учёбы Маршнер переехал в Братиславу, где написал свои первые оперы. Одну из них — «Генрих IV и д’Обинье» (нем. Heinrich IV und D'Aubigné), поставил Карл Мария фон Вебер в Дрездене (1820)[7].

В 1827—1831 годах был дирижёром в Лейпциге, где в городском театре были впервые поставлены его оперы «Вампир» (1828) и «Храмовник и еврейка» (Der Templer und die Jüdin) (1829), принесшие Маршнеру известность как композитору. В 1831—1859 годах дирижёр в Ганновере, в поздние годы генеральмузикдиректор. В 1833 году в Берлинской государственной опере была впервые поставлена опера Маршнера «Ханс Гейлинг». В 1859 году вышел в отставку и прожил остаток жизни в Ганновере. Среди его ганноверских учеников, в частности, Фердинанд Вреде.

Маршнер был одним из популярнейших композиторов своего времени[8][9]. В истории немецкой романтической оперы Маршнер считается последователем Вебера и предшественником Вагнера[8]. В своих операх он много использует средневековые фантастические сюжеты, народные сказания и фольклорные мелодии. Так, в своей самой известной опере «Ханс Гейлинг» композитор сочетает бытовые и фантастические сцены[10]. Оперы Маршнера также примечательны психологической трактовкой образов[8]. Из других сочинений композитора популярностью пользовались его песни и хоры для мужских голосов.

Роберт Шуман высоко оценил фортепианные трио Маршнера[11]. Он также написал большое количество камерной музыки, включая семь фортепианных трио, а также мужские хоры без сопровождения, которые были очень популярны в девятнадцатом веке. В то время как оперы Маршнера оказали сильное влияние на Вагнера, его камерной музыкой, песнями и кантатой Klänge aus Osten (1842) восхищался Шуман.