Детское кино


Де́тское кино́ — фильмы, предназначенные как для просмотра детьми[1], так и для более широкой аудитории (т. наз. «семейные фильмы» (англ. family films))[2][3]. Они могут быть разными по жанру: художественными, мультипликационными, документальными, научно-популярными[1].

Как в США, так и в Европе, идея детских фильмов получила относительное развитие в 1930-х годах. Согласно Бэзлгету и Стэплзу, термин «семейный фильм» употребляется в основном американцами, а «детский фильм» — используется в Европе[4].

Различен и подход к выбору главных героев. Для американских фильмов отбирают детей, отвечающих особым требованиям к внешности, в то время как европейцы для исполнения ролей в своих фильмах утверждают «обычных» детей[5]. Аналогично, для взрослых ролей в американских фильмах приглашают хорошо известных актёров и актрис, с целью привлечения как можно более широкой аудитории, и при этом изложение сюжета ведётся с точки зрения взрослых, в том числе и родителей. Такой подход влияет на набор актёров, построение сюжета, и даже на мизансцены[5]. Бэзлгет и Стэплз считают хорошим примером американского подхода фильм 1989 года «Дорогая, я уменьшил детей», в то время как если бы это был европейский фильм с аналогичным сюжетом, то его название было бы что-то вроде «Сестрёнка, папа нас уменьшил», то есть, фильм трактовался бы с точки зрения опыта и чувствований детей, а не их родителей[6].

Таким образом, американские фильмы хорошо продаются как в США, так и на международном кинорынке, в то время как европейские детские фильмы более подходят для местной аудитории[7].

В Германии 1930-х — первой половины 1940-х годов детским фильмам также уделялось внимание с идеологической точки зрения — против коммунизма, за национал-социализм. Один из первых фильмов такого рода — «Юный гитлеровец Квекс» 1933 года — посвящён противостоянию отца-коммуниста и его сына, сочувствующего нацистам.

После краха гитлеровского режима в 1945 году появились две Германии — западная (капиталистическая) и восточная (социалистическая), и, соответственно, два кинематографа. Несмотря на известный антагонизм капиталистической и социалистической систем, задачей как западногерманского, так и восточногерманского кинематографа стала денацификация[8].