Железнодорожная линия Псков — Нарва


Железная дорога Псков — Нарва — железнодорожная линия, соединявшая Псков и Гдов с Нарвой. Уничтожена во время Великой Отечественной войны. Связывала также разрушенную в годы войны железную дорогу Полоцк — Псков с линией Нарва — Ревель (Таллин).

Построена в 1915—1916 годах для нужд Северного фронта Первой мировой войны, однако стала играть важную роль в осуществлении пассажиро- и грузоперевозок в регионе, в день по линии проходили до 25 составов[1]. После Октябрьской революции и провозглашения независимости Эстонии с последующей оккупацией её территории войсками Германской империи участок Поля — Нарва перестал эксплуатироваться и впоследствии был разобран, но остальная часть дороги не теряла своей значимости.

В годы Второй Мировой войны после захвата Пскова и Гдова Вермахт стал использовать железнодорожную линию для транспортировки грузов к осаждённому Ленинграду[2]. При отступлении немецких войск участок Псков — Гдов был уничтожен и после не восстанавливался. До конца 2012 года функционировал железнодорожный участок — Гдов-Сланцы, но с 1 января 2013-го движение по нему было прекращено. Последним напоминанием о существовавшей ранее линии Псков-Нарва является бывшая станция Запсковье, на месте которой располагаются подъездные пути к ряду промышленных предприятий Пскова.

До 1915 года предпосылок к строительству железной дороги, связывающей Псков и Нарву, не было. С началом Первой мировой войны для защиты Петрограда и проведения военных операций на северном направлении был образован Северный фронт. Для армии и её снабжения понадобилось строительство железнодорожных линий Полоцк-Идрица-Опочка-Псков и Псков-Гдов-Нарва, которые вместе образовывали крупную рокадную магистраль. Строительство ветки началось в 1915 году, работы проводились Московско-Виндаво-Рыбинской железной дорогой под руководством инженера Н. Новокуинского[3]. Суточное количество рабочих составляло 6000 человек и 1500 единиц грузового транспорта — подвод. По просьбе Новокуинского начальником инженерных сооружений Северного фронта на строительство было прикомандировано 300 военнослужащих. Строительство велось с двух сторон: от Пскова и от Нарвы, с производительностью 2 версты (2,132 км) в день. Смычка состоялась 15 февраля 1916 года, а с 1 апреля по линии начали курсировать поезда. В сутки проходило до 25 составов. На дороге насчитывалось 60 охраняемых и 116 неохраняемых переездов, 11 казарм и 19 полуказарм. На станции Гдов имелось паровозное депо на три стойла, в Нарве — на два[2]. На линии работали 25 дорожных мастеров, 139 стрелочников, 149 барьерных сторожей, 179 дорожных обходных сторожей. 6 июля 1916 года линия была передана во временную эксплуатацию «Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги»[2]. В 1917 году было открыто регулярное пассажирское движение по маршруту Псков — Нарва[4].