Згуриди, Александр Михайлович


Алекса́ндр Миха́йлович Згури́ди (10 (23) февраля 1904, Саратов — 16 сентября 1998, Москва) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог, телеведущий, публицист. Один из основоположников советского научно-популярного кино, создатель передачи «В мире животных»[1][2]. Народный артист СССР (1969). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1941, 1946, 1950).

Родился в Саратове в зажиточной греческой семье Михаила и Елизаветы Згуриди (фамилия переводится с греческого как кучерявый)[3][4]. Его родители попали в Россию ещё детьми, отец был судовладельцем (корабль «Клеопатра»)[5]. Мать умерла от воспаления среднего уха, когда Александру было только шесть месяцев. Он также рано лишился отца, и с 14 лет был вынужден содержать себя и свою сестру Антонину. В Гражданскую войну служил кавалеристом в Красной армии[4].

В 1930 году окончил юридические курсы при Саратовском университете имени Н. Г. Чернышевского. Тогда же приступил к съёмкам в саратовской лаборатории научных фильмов Государственного краевого института микробиологии и эпидемиологии Юго-Востока России, где поставил свой первый научно-популярный фильм «Стронгилиды» (1931)[1].

С 1932 года работал режиссёром на студии «Мостехфильм» (позднее «Центрнаучфильм»). Снимал только в естественной среде обитания животных, для чего приходилось много ездить и выдумывать новые способы съёмки[6]. Его работы получили всемирное признание: в частности, картина «В песках Средней Азии» (1943) была удостоена премии международного жюри критиков на 7-м Венецианском кинофестивале, «Зачарованные острова» (1965) — приза «Лев Святого Марка» за лучший документальный фильм на 26-м Венецианском кинофестивале, а «Лесная быль» (1950) — первой премии на 5-м Международном кинофестивале в Карловых Варах[1][7].

После Великой Отечественной войны дебютировал в игровом кино, поставив фильм «Белый Клык» (1946) по одноимённому роману Джека Лондона. Как позднее рассказывала вдова режиссёра Нана Клдиашвили, «волка вырастили специально для этих съёмок, и потом Александр Михайлович не расстался с ним, он привёз его в Москву. И они жили здесь в Москве. Он его выгуливал»[6].

Съёмки «Рикки-Тикки-Тави» (1975) проходили в Индии. Поскольку приручить мангуста невозможно, для фильма отловили более тысячи зверьков, снимая всех подряд. Однако по итогам отсмотра материала Згуриди обнаружил, что почти все лучшие сцены были сняты с одним-единственным мангустом[6].