Бах, Иоганн Кристиан


Иога́нн Кристиа́н Бах (нем. Johann Christian Bach, 5 сентября 1735, Лейпциг — 1 января 1782, Лондон) — композитор эпохи классицизма, одиннадцатый из тринадцати детей Иоганна Себастьяна Баха во втором браке. Известен как «Миланский Бах» и «Лондонский Бах», или «Английский Бах» (прожил в Милане 8 лет и в Лондоне 20 лет). Оказал влияние на формирование концертного стиля Моцарта.

Родился 5 сентября 1735 года в Лейпциге, его матерью была вторая жена Иоганна Себастьяна — Анна Магдалена. В лейпцигской школе Святого Фомы его первым учителем был отец, впрочем, недолго[6] (именно это обстоятельство и наступление эпохи классицизма в искусстве объясняет разительные отличия их музыкальных стилей), так как в последние годы жизни здоровье И. С. Баха сильно пошатнулось, и он стремительно терял зрение, а после смерти Иоганна Себастьяна ему стал преподавать единокровный брат Карл Филипп Эмануил.

Карьера Иоганна Кристиана складывалась удачно, сначала он показал себя как композитор, а позже — как музыкант, играя вместе с Карлом Фридрихом Абелем, известным исполнителем на виоле да гамба. Иоганн Кристиан сочинял кантаты, камерную музыку, клавирные и оркестровые композиции, оперы и симфонии.

С 1754 по 1762 год Иоганн Кристиан жил в Италии. Благодаря покровительству графа Агостино Литта он вначале учился у падре Мартини из Болоньи, а позже у Джованни Баттисты Саммартини. В 1760 году стал органистом Миланского собора. В это же время перешел из лютеранства в католическую веру. Смена вероисповедания была необходимым условием получения поста церковного органиста. К. Ф. Э. Бах отнёсся весьма неблагосклонно к нарушению младшим братом семейных религиозных традиций. В Италии он также стал известен как автор опер и подписал несколько контрактов на их постановку в Милане, Турине и Неаполе.

В 1762 году совершил путешествие в Лондон на премьеру своих опер в Королевском театре. В Англии он служил учителем музыки у королевы Шарлотты. Состоял в масонской ложе «Девять Муз» № 235 на Востоке Лондона.[7]

Знаменательной была его встреча с Леопольдом и Вольфгангом Амадеем Моцартом, которые приезжали в Лондон в 1764 и 1765 годах. В апреле 1764 года он впервые музицировал вместе с 8-летним вундеркиндом. Леопольд Моцарт настоятельно рекомендовал своему сыну подражать произведениям И. К. Баха, чьё стилистическое влияние ощущается в 1-й Лондонской симфонии В. А. Моцарта и его более поздних произведениях.