Кардозо, Абрахам Мигель


Абрахам Мигель Кардозо (Abraham Miguel Cardozo, ивр. אברהם מיכאל קארדוזו‎, так же קרדוזו и קארדושו) (c 1627—1706) — саббатианский пророк, вместе с Натаном из Газы один из главных теоретиков саббатианства. Родился в семье марранов, в города Селорику-де-Башту (совр. Португалия), изучал медицину в одном из испанских университетов.[3] Его брат Исаак Кардозо стал знаменитым врачом и издал ряд произведений защищавших иудаизм.[4] В 1648 направился в Венецию к брату, где вернулся в иудаизм, приняв имя Авраам. По рекомендации отправился к бею Триполи и приобрёл известность как врач. В Египте стал изучать каббалу; среди своих учителей он называет Шмуэля Виталя и Хаима Коэна из Алеппо (Гальперин подвергает сомнению данную информацию[5]).

Когда начался подъём саббатианского движения, у него открылись пророческие видения, и он стал рассылать воззвания, в которых признавал Шабтая Цви мессией. Отправил несколько писем Шабтаю Цви и Натану из Газы. Когда Шабтай Цви принял ислам, Кардозо продолжал быть ему верен. Он считал, что это действие было необходимо пророку, чтобы справиться с грехами всего Израиля, однако был крайне против того, чтобы другие евреи переходили в ислам.[6]

Кардозо в некоторые периоды своей жизни именовал себя также «Машиах бен-Эфраим», считая, что он имеет право называть себя Машиахом, так как учит об истинном понимании Бога. Скорее всего, к концу жизни он разочаровался в Шабтае Цви как в мессии. Так или иначе, определённая часть его теологических работ не упоминает Шабтая Цви вовсе и отводит мессии незначительную роль в процессе спасения.

Описание теологии Кардозо представляет определённые проблемы, поскольку в своих сочинениях Кардозо представляет различные теории о Божестве. Кроме этого, большинство сочинений Кардозо находятся в виде рукописей и плохо известны исследователям.

Однако для подавляющего большинства его работ свойственно противопоставление Эйн-Софа и Бога Израиля, которое, однако, толкуется Кардозо очень разными способами. Гершом Шолем считал, что Кардозо свойственен "обратный гнозис": почитание демиурга — "Бога Израиля" и пренебрежение Эйн-Софом. Позднее этот тезис неоднократно подвергался критике, и сейчас большинством исследователей считается устаревшим. Нисим Йоша, например, считает, что Кардозо говорит об "онтическом единстве" и "эпистемологическом противопоставлении" Бога Израиля и Эйн-Софа.

Кардозо довольно часто противопоставляет Бога Израиля и Эйн-Соф и говорит об их отношениях как о воплощении последнего в первого. Неоднократно он поднимает вопрос о том, что Эйн-Соф имеет возможность воплотиться не в Бога Израиля (см. Тикун Эльон ве-Амок); о том, что Бог Израиля получает свою силу лишь через раскрытие света Эйн-Софа. Подобное раскрытие света Эйн-Софа возможно лишь через брак и сексуальное единение Бога Израиля и Шехины (там же; Зе Эли ве-Анвеху).