«Категории» (др.-греч. Κατηγορίαι, лат. Categoriae или Praedicamenta) — одно из самых ранних сочинений Аристотеля и первый по порядку трактат в его «Органоне», в котором рассматриваются наиболее общие имена обозначающие вещи[1]. Автор выделяет десять типов таких высказываний, или категорий. Они представляют собой все типы предикатов, которые могут быть высказаны в суждении о каком-либо предмете[1].
«Категории» Аристотеля во многом послужили фундаментом для исследований логики на протяжении всей истории западной мысли.
Авторство Аристотеля неоднократно подвергалось сомнению. В «Категориях» нет прямых ссылок на другие работы Аристотеля. Имеются также некоторые противоречия между текстом «Категорий» и другими текстами Аристотеля, прежде всего «Метафизикой».
Тем не менее в настоящее время большинство исследователей склоняется к тому, что «Категории» являются текстом Аристотеля[1]. В течение многих столетий они считались важнейшей частью аристотелевского корпуса[англ.].
Разбору категорий у Аристотеля предпосланы вводные положения, которые средневековые авторы называли «антепредикаментами» (лат. ante — перед).
Текст начинается с объяснения того, что подразумевается под «одноименными» предметами, что подразумевается под «соименными» предметами, и что подразумевается под «отыменными» предметами, однако Аристотель упустил остальные виды соотнесения определения и имени (разноименное, разнозначное и безыменное)[2].