Кононов, Николай Викторович


Никола́й Ви́кторович Ко́нонов (род. 24 августа 1980, Москва) — русский писатель и журналист. Был главным редактором издания «Секрет фирмы» с 2015 по 2017 год, после ещё год оставался в качестве редакционного директора. Автор книг «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля», «Код Дурова. Реальная история соцсети „ВКонтакте“ и её создателя», «Автор, ножницы, бумага. Как быстро писать впечатляющие тексты. 14 уроков» и «Восстание». В 2022 году в издательстве Individuum вышел роман «Ночь, когда мы исчезли»[1].

В 2002 году окончил кафедру литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ. В 2003—2004 годах работал репортёром в газетах «Известия» и «Столичная вечерняя». В 2004—2005 годах был специальным корреспондентом в журнале «Эксперт». С 2005 по 2010 годы работал обозревателем и редактором в российском издании Forbes, в 2010—2011-х был одним из четырёх старших редакторов Slon.ru. В 2011 году вернулся в Forbes и участвовал в запуске сайта Forbes.ru[2].

В 2011 году выпустил книгу «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля» (в 2012 году книга вошла в шорт-лист литературной премии «НОС»[3]). В 2012 году вышла вторая книга — «Код Дурова. Реальная история соцсети „ВКонтакте“ и её создателя». Права на её экранизацию выкупила компания AR Films Александра Роднянского, однако запланированный на 2014 год выход фильма был отложен на неопределённое время[4]. В марте 2014 года в New York Times вышла колонка Николая Кононова, в которой он суммировал дальнейшую историю Дурова и социальной сети[5].

С 2012 по 2015 годы был главным редактором ежедневного интернет-издания о новом поколении предпринимателей Hopes & Fears. После включения последнего в The Village стал редакционным директором Look At Media[6].

В январе 2015 года Кононов перешёл в «Секрет фирмы» на должность главного редактора. Вслед за ним ушли четверо ключевых сотрудников редакции[7], а потом почти вся команда Hopes&Fears. К уходу из Look At Media, по словам Кононова, его подтолкнула серия решений руководства холдинга: сперва слить H&F c The Village и тем самым закрыть бизнес-издание, за полтора года набравшее ежемесячную аудиторию около 800 тысяч человек, а после использовать удачное имя для нового англоязычного лайфстайл-издания[7][8][9].

Был номинирован на звание журналиста года премии «GQ Человек года 2015»[10]. В том же году вошёл в топ медиарейтинга Прайсвотерхауз в номинации «СМИ в интернете»[11].