Конституция Финляндии


Конститу́ция Финля́ндии (фин. Suomen perustuslaki швед. Finlands grundlag) — основной закон Финляндии, принятый 11 июня 1999 года и вступивший в силу с 1 марта 2000 года.

В соответствии с изменениями конституционных актов в 2000 году страна перешла от президентской к парламентской демократии.

В Швеции, частью которой была Финляндия, понятие основного закона, конституции, сформировалось в 1600-х. До этого, различные положения, рассматривающие защиту личности, принадлежали королевской власти. Король, восходя на престол, клялся править по закону и соблюдать права подданных (Хабеас корпус). В качестве основного закона считали в 1700-х: закон королевского двора, распорядок работы парламента, исключительные права сословий и группу других законов. Во время эры свободы сложилось правило, что на изменение этих основных законов требуется согласие всех сословий парламента.

После совершенного королём Густавом III в 1772 государственного переворота под основным законом понимали прежде всего Закон о форме правления Швеции 1772 года, организацию парламента, особые права четырёх сословий, а также принятый в 1789 Закон о союзе и защите. Хотя Александр I на Боргосском сейме не уточнил, какие именно законы он имеет в виду, в начале 1800-х сформировался консенсус: оставить этот список пустым. Иногда в список вносят также закон Швеции от 1734 года, содержащий все важнейшие гражданские, уголовные и процессуальные положения.

Александр II созвал сейм в 1863, и в 1869 был составлен новый порядок работы Эдускунты. Положения основных законов Финляндии пытались обновить всю последнюю половину XIX века, но финско-русские разногласия препятствовали этому. Новый закон, касающийся Эдускунты, всё же вошёл в силу (подписан царём) в 1906. Сословия, избранные в Эдускунту, одобрили его положения ещё в 1905. Согласно этому закону в конце 1919 была изменена форма правления Финляндии — с монархии на республику, также дополнены права Эдускунты:

В течение первых 50 лет финляндской независимости не существовало серьёзной необходимости в радикальном изменении конституции страны. С 1970-х годов возникли дискуссии о конституционной реформе, но, согласно предварительному отчёту созданной для изучения проблемы Конституционной комиссии, стало ясно, что на тот период всесторонняя реформа была нереальна. В связи с этим внимание законодателей переключилось на процесс постепенных реформ, большое количество которых начиная с 1980-х годов было проведено в жизнь.