Кумыкские йыры


Кумыкские йыры — жанр кумыкской народной музыки, важнейшая часть кумыкского музыкального фольклора. В жанре йыров творили известнейшие кумыкские сказители — Ирчи Казак и Аяв Акаев. Исполняется на кумыкском народном музыкальном инструменте Агач-Кумузе.

Своим происхождением йыры связаны с архаическим эпосом. Их анализ позволяет исследователям сделать вывод о том, что у кумыков в древности имелись крупные эпические творения, впоследствии ставшие самостоятельными песнями героико-эпического характера[1]..

Героические Йыр о Минкюллю и Йыр о Карткожаке и Максуман восходят к глубокой древности. Первый имеет свои аналогии с эпосом о Гильгамеше, второй является частью кумыкского нартского эпоса. Йыр о Джаватбие повествует о борьбе героя с ангелом смерти Азраилом, что имеет аналогии в огузском эпосе о Деде Коркуте[2].

Как отмечает А. А. Аджиев, в отличие от Центральной и Северной, в Южной Кумыкии более наглядно видна не только архаика образов, мотивов, сюжетов, но, что особенно интересно, и стадиально архаичный этап генезиса эпической поэзии вообще. Однако эпические песни Центральной и Северной Кумыкии сохранились в большем количестве, чем в Южной[3].

Долгое время кумыкские йыры были вне поля зрения специалистов. Более изученными оказались кумыкские сарыны — танцевальные лирические песни, легко поддающиеся записи. Между тем, йыры являются важнейшей и главной частью кумыкского музыкального фольклора[4].

С древних времен народ вкладывал в йыры свои представления о добре и зле, доблести и героизме. В йырах были отражены и многие исторические события, непосредственно связанные с кумыкским этносом. Так, например, йыр о Башлы связан с подавлением восстания южных кумыков 1877 года. В песне об окаменевшей Аймеседу упоминается древний город Семендер.