Лидеры эскадренных миноносцев типа «Могадор»


Лидеры эскадренных миноносцев типа «Могадор» — тип лидеров французского флота времён Второй мировой войны. Проектировались как океанские разведчики, предназначались для совместных операций с линейными крейсерами типа «Дюнкерк». Всего построено две единицы в серии: «Могадор» (фр. Mogador) и «Вольта» (фр. Volta)[4]. Последняя серия реально построенных французских лидеров. Официально классифицировались как контр-миноносцы (фр. contre-torpilleurs). Дальнейшим развитием класса во французских ВМС должны были стать лидеры типа «Клебер».

С 1922 по 1930 годы во Франции были построены 30 контр-миноносцев пяти серий. Хотя в советской/российской военно-морской литературе их принято причислять к лидерам, фактически они для лидирования эсминцев не предназначались и должны были действовать однородными соединениями, являясь скорее «истребителями эсминцев» или «супер-эсминцами»[5]. Последней крупной серией контр-миноносцев стали корабли типа «Ле Террибль», также известные как тип «Ле Фантаск», оценивавшиеся тогдашними военно-морскими экспертами как превосходные боевые единицы. Удовлетворённое их качествами, командование военно-морских сил Франции планировало заказать в начале 1930-х годов ещё три единицы типа «Ле Террибль», для формирования очередного дивизиона из трёх единиц. Однако Лондонское морское соглашение 1930 года ограничило общий тоннаж лёгких сил флота, поэтому от намеченных планов пришлось отказаться. Основные средства были теперь вложены в строительство линейного крейсера «Дюнкерк» и легких крейсеров типа «Ла Галиссоньер»[5].

В результате, в судостроительную программу 1932 года был включен лишь один контр-миноносец, формально предназначенный для замены полученного по репарациям от Германии «Амираль Сенэ». Однако назначение новой боевой единицы, получившей номер Da-22, было существенно иным. Он должен был стать разведчиком в составе поисково-ударной группы, во главе с линейным крейсером «Дюнкерк» и иметь для этого увеличенный в сравнении с предшественниками радиус действия, высокую скорость и более мощное вооружение. Предполагалось создать его на базе проекта «Ле Террибль», но с увеличением числа 138,6-мм пушек до шести, которые размещались бы в трёх спаренных установках[6].

После заключения в 1931 году итало-французского морского договора, планы строительства дальнего разведчика были отложены, но проектирование продолжалось. Было предложено вооружить корабль 130-мм орудиями с автоматическим заряжанием, в четырёх спаренных установках[7]. Считалось, что уменьшение калибра будет компенсировано повышенной скорострельностью, стандартное водоизмещение этого варианта определялось в 2670 тонн. Однако флот настаивал на сохранении прежнего калибра, но в спаренных башенноподобных установках с высоким уровнем автоматизации. При этом размещение на корабле полноценных башен считалось невозможным из-за опасного возрастания верхнего веса[8].