Лёгкие крейсера типа «Ла Галиссоньер»


Лёгкие крейсера типа «Ла Галиссоньер» — тип лёгких крейсеров французского флота времён Второй мировой войны. Всего построено 6 единиц: «Ла Галиссоньер» (фр. La Gallissioniere), «Жан де Вьен» (фр. Jean de Vienne), «Жорж Лейг» (фр. Georges Leygues), «Глуар» (фр. Gloire), «Марсельез» (фр. Marseillaise), «Монкальм» (фр. Montcalm)[2]. Наиболее удачные и многочисленные лёгкие крейсера французского флота. Их дальнейшим развитием должны были стать крейсера типа «Де Грасс».

После подписания Римского пакта французский флот был вынужден временно прекратить строительство тяжёлых крейсеров. Вместо этого оставалось лишь развивать линию крейсеров класса B по новой международной терминологии, то есть лёгких крейсеров[3]. Идея была развита в докладе Технического отдела ВМС (фр. Service Technique des Constructions et Armes Navales), представленного 30 июня 1930 года. На основе этого доклада Морской генеральный штаб (фр. Etat-Major General) принял 21 июля 1931 года решение о постройке лёгких крейсеров в счёт замены устаревшего тоннажа флота. Поскольку цифра тоннажа составляла около 43 000 тонн, а крейсеров хотелось построить как можно больше, было принято решение ограничить их стандартное водоизмещение границей 7600 тонн[4]. При этом предстояло отойти от признанной неверной концепции «Эмиль Бертен» и строить сбалансированные корабли[5]. Определённое влияние на разработку проекта оказали строящиеся в Италии лёгкие крейсера типов «Дюка д’Аоста» и «Раймондо Монтекукколи», при проектировании которых итальянские кораблестроители пытались за счёт снижения скорости улучшить броневую защиту[6].

Произведённые расчёты показали, что заданным показателям защищённости будут соответствовать 105-мм броневой пояс, 38-мм броневая палуба и 20-мм броневая противоторпедная переборка. В ходе проектирования выдвигались предложения усилить защиту за счёт увеличения толщины броневой палубы до 80 мм, а противоторпедной переборки до 60 мм, но они вели к увеличению стандартного водоизмещения до 9000 тонн, что было признано неприемлемым[7].

29 сентября 1930 года Технический комитет Морского генерального штаба рассмотрел вопрос о выборе силовой установке. Была предложена, но отвергнута оригинальная идея с трёхвальной движительной установкой, причём средний винт должен был вращать электродвигатель мощностью 1000 л. с., что обеспечило бы 7-узловую скорость. В итоге, Технический комитет склонился к двухвальной паротурбинной установке, поскольку это сулило снижение веса и увеличение дальности плавания, при сокращении численности машинной команды, хотя и покупалось ценой ухудшения боевой живучести. Состав энергетической установки был утверждён 29 апреля 1931 года[7].