Маяк


Мая́к — навигационный ориентир, который используется для опознавания берегов, определения местонахождения судна. Может быть стационарным, плавучим. По принципу действия различаются световые и радиотехнические[1]. К радиотехническим относятся радиомаяки, радиолокационные, гидроакустические, лазерные маяки[2]. Как результат строительства — сооружение в виде башни с сильным источником света на вершине[3].

Основное требование, предъявляемое к маякам, — возможность их обнаружения и безошибочной идентификации в любую погоду и в любое время суток с использованием как средств визуального наблюдения, так и средств радиолокации и обнаружения по звуку.

В этом случае используют 2 маяка разной высоты. Дальний маяк — всегда выше ближнего, таким образом, если судно на правильном курсе, то с него можно наблюдать одновременно оба маяка, находящихся на линии курса, визуально один над другим. Благодаря разнице высот створных знаков можно точно определить, в какую сторону производить корректировку курса.

Такая система обозначения была внедрена в Европе в 1837 году и получила название «ведущих огней» (англ. Leading Lights). Применяют не только в морской, но и в речной навигации. Створными огнями оборудован путь на Эльбе от Гамбурга до устья реки.

Несмотря на развитие техники визуальное наблюдение остаётся важнейшим средством ориентации на море и потому маячным сооружениям придают характерную форму и окраску, визуально выделяющую их на фоне окружающей обстановки.

Для обеспечения своей оптической заметности в неблагоприятных условиях наблюдения маяки оснащают сильным источником света и, как правило, снабжаются оптическими устройствами, служащими для концентрации света в заданных направлениях и увеличения силы света используемого источника излучения. Чрезвычайно часто используется модуляция по заданному временному закону силы света с тем, чтобы отличить световые сигналы маяка от света постоянных источников (как береговых, так и ходовых огней судов) и отличить от сигналов других маяков.