Мокошь


Мо́кошь (церк.-слав. Мокошь, Мокъшь) — восточнославянская богиня. Согласно этимологической реконструкции, Мокошь была богиней земли, вод и плодородия и позже, по мнению большинства исследователей, получила отражение в былинах и заговорах как Мать — сыра земля[⇨]. Другая реконструкция была произведена на основе этнографии: в конце XIX века на Русском Севере зафиксированы такие имена кикиморы, как Мо́куша или Мокоша́. Такое совпадение объясняется тем, что кикимора является демонизированной версией богини, и через сближение между ними исследователи представили Мокошь как богиню любви и рождения и как имеющую связь с ночью, луной, прядением, овцеводством и женским хозяйством. Прядение являлось занятием различных европейских богинь судьбы, из-за чего Мокоши была приписана характеристика божества, контролирующего судьбу. В то же время такая реконструкция не согласуется с данными об её этимологии, из чего делается вывод, что функция прядения не могла быть основной[⇨].

Деревянный идол Мокоши вместе с другими божествами был установлен князем Владимиром Святославичем в 980 году на одном из холмов Киева. Данное событие было определено историками как языческая реформа Владимира, но другие исследователи отрицают какую-либо реформу, и в целом вопрос её существования является в современной науке дискуссионным. После начала крещения Руси в 988 году идолы божеств были уничтожены. Мокошь упоминается в различных Словах и Поучениях против язычества вместе с вилами, но никак в них не описывается[⇨].

В науке получило широкое распространение мнение, что культ Мокоши перешёл на народно-христианскую Параскеву Пятницу, связанную с водой и прядением. Через такое отождествление между ними пятница стала пониматься как день богини, и делался вывод о популярности Мокоши среди женщин в христианскую эпоху. Дальнейшие исследования подвергли сближение с Параскевой научной критике, поскольку связь Параскевы с прядением, водой и пятницей имеет христианские, а не языческие корни[⇨].

Славянская версия теории основного мифа, основанная на различных этнографических и лингвистических данных, представляет Мокошь как жену Перуна, изменившей ему с Велесом, из-за чего Перун убивает детей Мокоши. Сама теория не получила полного признания в науке[⇨]. Было отвергнуто определение Мокоши как изображенной на Збручском идоле и на северорусских вышивках XIX века[⇨]. Предложенное археологом Б. А. Рыбаковым произношение имени богини как «Макошь» является ложным[⇨].


По мнению Рыбакова, на русских вышивках XIX якобы в центре изображена Мокошь вместе с богинями-всадницами Ладой и Лелей[231]