Морейра, Поль


Поль Морейра (фр. и порт. Paul Moreira, род. 1961) — французский журналист и режиссёр документального кино. Создал ряд документальных фильмов о конфликтных зонах, в том числе об Ираке, Афганистане, Сомали. Пол Морейра способствовал становлению жанра журналистских расследований на французском телевидении[1]. Обладатель ряда международных премий за тележурналистику, его фильм-расследование «Ирак: Агония нации» получил премию за лучший документальный фильм на 47-м телевизионном фестивале в Монте-Карло[2].

Поль Морейра родился в 1961 году в Португалии, в окрестностях Лиссабона. В 1963 году его родители переехали во Францию и получили французское гражданство для себя и ребёнка[3].

В 1984 стал магистром в области антропологии (фр. maîtrise d’anthropologie). Дополнительно получил диплом DESS в области журналистики, полугодовую практику проходил в США. Карьеру тележурналиста начал в 1986 на канале TF1, в 1990-е продолжил на «France 3», «France 2» и в агентстве CAPA[фр.]. К этим же годам относятся первые самостоятельные телерепортажи из различных точек планеты: Румынская революция, завершение гражданской войны в Никарагуа, детская преступность в Бразилии[3].

В 1999 перешёл в Canal+, где создал и вёл программу журналистских расследований «90 минут». Проведённые им вместе с его командой расследования получили ряд престижных французских премий. Некоторые из созданных фильмов способствовал открытию или переоткрытию уголовных расследований, к примеру фильм об убийстве судьи Борреля[фр.], считавшемся самоубийством. После большого успеха передачи, и по просьбе руководства канала, Морейра создал дополнительный еженедельный дайджест «Lundi Investigation» («Расследование в понедельник»)[3].

В 2006 году Морейра оставил Canal+ и создал независимую телестудию «Premières Lignes» («Первые строки»). С тех пор он сам занимается подготовкой документальных фильмов по различным острым вопросам. Его фильмы демонстрируются на Canal+, Arte, «France Télévisions», показаны в большинстве европейских стран, а также в Канаде, Индии, Сингапуре, Австралии, Японии, России[3].

В 2007 году он опубликовал книгу «Новая цензура: За кулисами манипулирования информацией»[4]. Основным тезисом его исследования становится внешне парадоксальное утверждение: чем более прозрачно выглядит общество, тем более незаметны и механистичны становятся способы информационного контроля и цензуры. Критическая статья о его книге была названа «Информационная эпоха: Худший кошмар Джорджа Оруэлла»[5].