Нордзе-канал


Но́рдзе-кана́л[1] (нидерл. Noordzeekanaal), или Северный морской канал[2][3] — судоходный канал в Нидерландах, между Амстердамом и городом Эймёйден. Является основным водным путём, связывающим порт Амстердама с Северным морем — ежегодно через канал длиной 27 км проходит более чем 100 тыс. судов. Максимальное водоизмещение судов — 90 тыс. т[2].

Восточная оконечность канала находится в бывшей гавани Эй, откуда также отходит канал Амстердам-Рейн. Сток Нордзе-канала в Северное море происходит через систему шлюзов в Эймёйдене, где расположена крупнейшая насосная станция в Европе.

В 1824 году для улучшения сообщения между гаванью Амстердама и Северным морем был прокопан Нордхолландс-канал. Однако он был длинным и узким и довольно быстро перестал справляться с потоком кораблей. Через несколько десятилетий было решено построить новый водный путь, который бы кратчайшим путём выводил к морю.

Земляные работы начались 8 марта 1865 года на берегу Северного моря. Поскольку ни одна нидерландская компания не пожелала реализовать проект, работы проводились англичанами. Канал был прорыт с использованием лишь ручной силы, причём рабочие жили в плохих условиях[4].

Северный морской канал был прокопан через старую гавань Эй и выровнен дамбами (суммарная длина построенных дамб составила 17 км), а оставшаяся часть гавани была обращена в польдеры. Со стороны побережья были прокопаны дюны у Велсена. Для организации стока и осуществления судоходства по притокам реки Эй, таким как Спарне, Зан и Науэрнасе-Варт, используется несколько вспомогательных каналов. Канал был официально открыт 1 ноября 1876 года в присутствии короля Вильгельма III. В течение последующих лет канал несколько раз расширялся и углублялся.

У восточного окончания канала гавань Эй соединялась с Зёйдерзе до 1872 года, когда были сооружены «Оранжевые шлюзы»[nl]. В 1876 году на берегу моря был основан новый город Эймёйден (в переводе с нидерландского — «устье Эй»), в котором построили небольшую систему Южных шлюзов («Zuidersluis»). В 1896 году возвели Средние шлюзы («Middensluis»), а 1929 году была построена крупнейшая шлюзовая система в Европе того времени — Северный шлюзы («Noordersluis»). После завершения этих «ворот» Нордзе-канал и гавань Эй потеряли свободное сообщение с морем и уровень воды в них стало возможно регулировать.