Организатор перевозок


ГКУ города Москвы «Организатор перевозок» — государственное казённое учреждение города Москвы, целью деятельности которого является организация и контроль пассажирских перевозок на территории Москвы. Образовано распоряжением Правительства Москвы от 17 мая 2011 г. № 397-РП[1]. Функции и полномочия учредителя ГКУ «Организатор перевозок» выполняет Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

Одна из двух организаций (наряду с ГУП «Мосгортранс»[2]), контролирующих в Москве оплату проезда в общественном транспорте[3].

Широкую известность и неоднозначную репутацию в обществе и блогосфере[4][5] ГКУ «Организатор перевозок» принесла деятельность по пресечению безбилетного проезда в Московском метрополитене и наземном общественном транспорте, оформлению постановлений об административных правонарушениях и назначению административного наказания в виде наложения штрафа в 2000 рублей, установленного Законом города Москвы № 21 с 1 июня 2011 года[6], а также по контролю использования льготных социальных карт москвича для прохода в метро и наземный пассажирский транспорт, изъятию их у пассажиров, пользующихся чужими соцкартами, наложению на этих лиц штрафа в 4000 рублей[3][7][8]. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что проезд по чужим социальным картам должен быть приравнен к уголовному преступлению — мошенничеству, эта идея встретила возражение юристов, экспертов и журналистов[9][10][11].

Ежедневно инспекторы ГКУ составляют до 1000 административных постановлений о штрафах, изымают около 200 неправомерно используемых чужих социальных карт[8][9]. Сумма взимаемых штрафов составляет более 100 млн рублей в год. Общая сумма штрафов, наложенных инспекторами ГКУ с 1 июля 2011 года, по данным официального сайта ГКУ, на 5 сентября 2013 года составила более 276 млн рублей. Затратная часть бюджета ГКУ «Организатор перевозок» официально не разглашается, однако по экспертным оценкам по состоянию на 2013 год она составляла более 1 млрд рублей в год[12], то есть превышает доходы городской казны от штрафов в четыре раза, что делало работу инспекторов пассажирского транспорта лишённой экономического смысла[13][14].

Должностная инструкция инспекторов ГКУ, устанавливающая порядок их работы в общественном транспорте и пределы их полномочий в отношении безбилетных пассажиров, на официальном сайте учреждения опубликована не полностью[12]. В этой связи в блогосфере появились тексты гражданских активистов, содержащие советы пассажирам при общении с сотрудниками ГКУ, в частности «Пособие по защите своих прав при конфликте с контролёрами»[4].

Защищают права пассажиров, пострадавших от произвола инспекторов, принимают жалобы, проводят разбор конфликтов между контролёрами и пассажирами также некоммерческие правозащитные организации: Союз пассажиров (председатель Кирилл Янков) и межрегиональная общественная организация «Город и транспорт»[14].