Париж горит


«Париж горит»[a] (англ. Paris Is Burning) — американский документальный фильм 1990 года режиссёра Дженни Ливингстон. Снятый в 1980-х годах, он показывает вог/балл-культуру (ball culture) Нью-Йорка и включённые в неё латиноамериканские, афроамериканские и ЛГБТ+ сообщества.

Фильм исследует «балы», в которых участники, придерживаясь конкретной «категории» или темы, устраивали аналоги модных показов. Из-за неприятия общественостью, латиноамериканское и афроамериканское ЛГБТ+ сообщество не могло полноценно вписаться в общество из-за чего одна из самых популярных «категорий» стала «realness», задача которой была преподнести себя как человека определенного социального статуса и пола, который они изображают. Во время бала, участники исполняют вариативную версию танца вог, базирующийся на модельных позах и подиумной походке. Отличительные особенности: быстрая техника движения руками, вычурная, манерная походка, падения, вращения, обильное количество позирования и эмоциональная игра. Название танца отсылает на одноименный журнал «Vogue», символизирующий высокую моду, к которой участники культуры балов не могли приблизиться из-за своего социального статуса. Конкурсантов оценивают по таким критериям, как их танцевальный талант, их одежда и «реалистичность» их образа.

Балы стали местом, где трансгендеры и драг-королевы могли показать себя, не боясь осуждения общества за их гендерную идентичность.

Бо́льшая часть фильма чередуется кадрами балов и интервью с участниками сцены, включая Пеппер ЛаБейжа, Дориан Кори, Энджи Экстраваганза и Вилли Нинджа, рассказывающими как устроена культура балов.. Многие из участников, претендующих на призы, являются представителями «домов», которые выступают в качестве семей для людей, чья биологическая семья не приняла их. Они выступают в роли семей и социальных групп, зачастую имея при себе «мать» или «отца» дома, которые являются его основателями. Дома и участники сцены, которые постоянно выигрывают трофеи, в конечном итоге получают «легендарный» статус.

В 1990 году Мадонна выпустила песню «Vogue», которая напрямую отсылает к одноимённому танцу, а в видеоклипе на песню используются элементы движения вога. Коммерческий успех песни перенес подпольную культуру» на широкую общественность, несмотря на то что Малькольм Макларен занял первое место в чарте Billboard Dance Chart с песней «Deep in Vogue» годом раньше, именно Мадонна сделала танец популярным. До этого вог танцевали исключительно в нелегальных гей-барах и клубах Нью-Йорка.

В 2016 году фильм был выбран Национальным реестром фильмов для хранения в Библиотеке Конгресса как «культурно, исторически и эстетически значимый»[1].