Перун


Перу́н (церк.-слав. Пероунъ) — верховный восточнославянский бог грозы, а также бог войны, покровительствующий воинам и князю, и бог плодородия, насылающий дождь на поля[⇨]. Перун занимал верховное положение среди других богов уже в середине VI века и, возможно, был верховным божеством и у южных славян. У западных славян верховным богом не был, и, согласно ряду современных исследователей, Перун известен как Прове (Порен). Имя другого западнославянского бога — Поренута, может быть иной версией имени Перуна либо патронимом[⇨]. Дуб являлся сакральным деревом громовержца, воспринимавшемся как его жилище[⇨].

Перун сохранился в фольклоре, особенно среди белорусов, как злой дух, вооруженный громовым оружием и преследующий змея или чертей, прячущихся в различных местах[⇨]. Схожим образом в народном христианстве описывается пророк Илья, из-за чего была предложена версия, что культ Перуна был со временем перенесён на Илью. Несмотря на схожесть между ними, полное сближение Ильи с Перуном ложно, поскольку представление об Илье как о громовержце было получено из греческого, христианского фольклора[⇨]. Остаткам брошенного Перуном оружия, под которыми славяне понимали различные находимые ими необычные по форме камни, приписывались магические свойства[⇨]. Были проведены несколько мифологических реконструкций. Одна из них создана религиоведом П. Лажуа[en], который, опираясь на балто-славянские легенды, считает, что существовал балто-славянский миф и элемент утраченного эпоса об охотнике, убивший чёрта, которого не смог убить бог гроз. За это бог даёт ему своё оружие, поражающие молниями, но в итоге из-за нечестивого поступка охотника громовержец отбирает у него своё оружие. Другая реконструкция, подвергшаяся научной критике и не получившая полного признания, славянская версия теории основного мифа, представляет Перуна враждующим с другим богом — Велесом. После сражения между богами за скот или жену громовержца Перун поражает Велеса молнией, и на землю льётся дождь. Другая реконструкция, созданная историком Л. С. Клейном, представляющего Перуна как умирающего и воскресающего бога, также была раскритикована[⇨].


Фрагмент Перунова дуба найденый в Десне. Музей истории Киева
Жезл с фигуркой на конце из Новгорода (рис. 1)
Новгородская бронзовая фигурка-подвеска XII века (рис. 2)
Збручский идол на грани с саблей (рис. 3)
Предложенные различными исследователями якобы изображения Перуна