Почвоведение


Почвове́дение (от рус. почва и ведать) — наука о почве, её составе, свойствах, происхождении, распространении, использовании, деградации и восстановлении. Изучает почву как самостоятельное природное тело. Это комплексная мультидисциплинарная область знаний с единым объектом изучения (почвы), она базируется на данных геологии, биологии, географии, химии, физики и других наук[1].

Почвоведение входит в состав естествознания, относится к наукам о Земле, и изучает происхождение, развитие, строение, состав, свойства, плодородие и распространение почв, а также разрабатывает меры по их охране и рациональному использованию человеком.

Благодаря докторской диссертации и монографии В. В. Докучаева «Русский чернозём»[2] почвы стали самостоятельным объектом исследования, а защита диссертации (11 (23) декабря 1883[3]) стала «датой рождения» новой научной дисциплины — почвоведение[4].

В 1899 году в России начал выходить специализированный журнал «Почвоведение» (рус. дореф. почвовѣдѣніе).

В конце XIX и начале XX веков в научной литературе использовался греческий термин педология (греч. πέδον, педон — почва и греч. λόγος, логос — знание, наука) — наука об изучении почв в природной среде, один из геологических и физических разделов почвоведения[5]. Педология, как синоним почвоведения, сейчас считается устаревшим, так как главным образом относится к геологии и физике почв, и имеет несколько значений. Сохранились производные термины: педогенез, педосфера и пр.

До появления научного почвоведения на университетских кафедрах агрономии почвоведением (земледелием) называли курс лекций по изучению питательных свойств верхнего слоя почвы (земли) содержащего корни растений[6].