Пьетро да Кортона


Пьетро да Кортона, Пьетро Берреттини (итал. Pietro da Cortona, Pietro Berrettini; 1 ноября 1596, Кортона, Тоскана — 16 мая 1669, Рим) — выдающийся итальянский архитектор, рисовальщик, живописец-декоратор и теоретик искусства XVII века. Один из самых ярких мастеров эпохи барокко. Наряду с Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини он был одним из интерпретаторов римского барокко в архитектуре, создателем фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. «Его монументальные циклы росписей, алтарные образы для церквей, станковые живописные работы отличаются высоким уровнем выполнения и истинным вдохновением»[1].

Пьетро Берреттини (настоящее имя художника) родился в Кортоне 27 ноября 1597 года в семье каменщика Джованни ди Лука Берреттино (1561—1621) и Франчески Балестрари. В семье искусство каменщика и передавалось из поколения в поколение. Его отец был каменщиком и мастером-строителем, как и другие члены семьи, в том числе дядя Пьетро Франческо Берреттини (?—1608) и его сын Филиппо Берреттини (1582—1644), но Пьетро стал учиться живописи у флорентийца Андреа Коммоди (1560—1638), который работал в Кортоне с 1609 года и с которым он отправился в Рим в 1612 году, а затем у Санти ди Тито[2].

Примерно в 1611—1612 годах, в возрасте около 14 лет, Пьетро Берреттини из Кортоны прибыл в Рим в годы понтификата Павла V Боргезе (1605—1621), в десятилетие, когда курия особенно благосклонно относилась к тосканским художникам. Когда в 1614 году Коммоди покинул Вечный город и вернулся во Флоренцию, он доверил своего ученика живописцу Баччо Чарпи да Барга, у которого юноша завершил свое обучение. По настоянию своих учителей Кортона изучал в Риме произведения античности — монументы, рельефы и статуи, а также картины художников предыдущего столетия: от Микеланджело и Рафаэля до Полидоро да Караваджо[3].

Пьетро да Кортона работал в Риме для семьи Маттеи, затем, при понтификате Урбана VIII, по заказам папской семьи Барберини, благодаря чему укрепил своё положение в качестве одного из самых важных художников своего времени; во Флоренции выполнял заказы Медичи, затем — римской семьи Памфили при Иннокентии X Киджи, работал при папе Александре VII и, наконец, для семьи Роспильози при Клименте XI Альбани. Самые ранние картины маслом Кортоны представляют собой копии фресок Рафаэля с изображением Галатеи на вилле Фарнезина и «Мадонн» Тициана.

Решающее значение для его ранней карьеры имело знакомство с маркизом Марчелло Саккетти, для которого он написал ряд картин в начале 1620-х годов, в том числе «Жертвоприношение Поликсены» и «Триумф Вакха» (в Капитолийских музеях в Риме). Через Саккетти он также познакомился с поэтом Джамбаттистой Марино.