Пятигорский трамвай


Пятигорский трамвай — трамвайная система в городе Пятигорске Ставропольского края, Россия. Единственная в Ставропольском крае трамвайная система (до 1966 года действовал кисловодский грузовой трамвай, ровесник пятигорского). Функционирует с 1 сентября 1903 года.

Разговоры о необходимости проведения в Пятигорске городского рельсового транспорта возникли в конце XIX века. В 1898 году торговым домом «Н. Феттер и Е. Гинкель» был предложен первый проект трамвая. В апреле 1899 года городским головой Пятигорска было подготовлено «Обязательное постановление», по которому устанавливалась скорость, интервал движения вагонов и плата за проезд в трамвае. Однако условия, выставленные городской администрацией, не устроили представителей торгового дома из Москвы и проект был заморожен[3].

В июле 1900 года было рассмотрено предложение от И. Г. Корбулы, который соглашался на все условия городской администрации и готов был внести залог. Весной 1902 года администрация в лице городского головы Н. Архипова подготовила письмо для Терского областного правления в котором описывало желание устроить трамвай на керосиновом ходу. В марте 1902 года из Владикавказа пришёл ответ в котором указывалось на то, что требуется разработать проектно-сметную документацию трамвайной сети и после этого обращаться в областное правление. Проект не получил развития[3].

В 1902 году акционерное общество «Сименс и Гальске» за 493 тысячи рублей обязалось поставить все необходимые материалы и провести двухпутную узкоколейную линию от железнодорожного вокзала до Елизаветинской (ныне Академический) галереи и однопутную линию от галереи до курортного района Провал. Эта же компания выделила подвижной состав, построила электростанцию и трамвайное депо. Построенную близ Ессентуков гидроэлектростанцию «Белый Уголь» по праву можно считать одной из первых в России.

В мае 1903 года у железнодорожного вокзала было начато строительство трамвайного депо для вагонов строящейся в городе трамвайной линии[4].

Пуск пятигорского трамвая явился событием настолько значительным — первый трамвай был пущен 1 сентября 1903 года, — что был приурочен к 100-летию курортов Кавказских Минеральных Вод, а на пробном открытии движения присутствовали сам Его Высочество принц Александр Петрович Ольденбургский и министр А. С. Ермолов. Через две недели, после тщательной приёмки Управлением Вод всего сооружения, началось регулярное движение трамваев (регулярная эксплуатация трамваев с пассажирами началась 5 мая 1904 года)[5]. В то время в городе было всего два маршрута «Вокзал» — «Городской парк» — «Цветник» — «Сабанеевские ванны» (у Елизаветинской галереи) и «Цветник» — «Провал» общей протяжённостью 8,2 км. На линиях эксплуатировалось 12 моторных вагонов и несколько открытых прицепов.