Разумовский, Александр Владимирович


Александр Владимирович Разумóвский (7 августа 1907, Петербург — 4 января 1980, Ленинград) — советский писатель, драматург, сценарист, режиссёр. Член Союза писателей СССР и Лауреат Сталинской премии 2-й степени[1].

Родился 7 августа 1907 года в Петербурге. Уже в юности писал стихи и прозу, пробовал себя в драматургии. В 1927 году поступил на высшие курсы искусствоведения при Институте истории искусств (ГИИС), позже перевёлся на киноотделение. Тогда же вошёл в литературно-театральную группу «ОБЭРИУ» (Объединение реального искусства), существовавшую в Ленинграде с 1927 по 1930 год, там он подружился с Д. Хармсом, И. Бахтеревым, А. Введенским и Н. Заболоцким, которые составляли ядро объединения[1][2]. Обэриуты провозгласили себя «творцами не только нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни и её предметов». Группа начала складываться с 1925 года под неофициальным названием «Чинари». Костяк сформировался в 1926 году, когда возникла группа «Левый фланг», в 1927 году взявшая название «Академия левых классиков», а затем — ОБЭРИУ.

"…Было решено, что основную теоретическую часть «Общественное лицо ОБЭРИУ» с определением обэриутского метода напишет Заболоцкий; он же подготовит и более конкретный раздел «Поэзия обэриутов» с характеристикой каждого из поэтов. Бахтереву и Левину было поручено написать раздел об обэриутском театре. Наконец, присутствовала в декларации и глава «На путях к новому кино», написанная новыми для группы людьми — Александром Разумовским и Клементием Минцем (будущим автором популярных радиопостановок из цикла «Клуб знаменитых капитанов»). Даниил Хармс, Кобринский Александр Аркадьевич. Глава вторая. ОБЭРИУ. «ТРИ ЛЕВЫХ ЧАСА»

Разумовский и Минц предложили создать в ОБЭРИУ киноотделение и написали маленькую главу для декларации о кинематографе «На путях к новому кино»[2].

24 января 1928 года в ленинградском Доме печати прошло первое публичное выступление обэриутов — «Три левых часа» — состоявшее из трёх частей:

Фильм-этюд «Мясорубка» был экспериментальным и носил антивоенный характер. Александр Разумовский выступил в нём как автор сценария и режиссёр. Для широкого показа картина не предназначалась. Сам фильм до сегодняшнего дня не сохранился, и о его содержании можно судить лишь по воспоминаниям очевидцев (см. воспоминания Лидии Жуковой)