Ремикс (книга)


«Ремикс: Создавая искусство и коммерцию, процветающие в гибридной экономике» (англ. Remix: Making Art and Commerce Thrive in the Hybrid Economy) — пятая книга Лоуренса Лессига, профессора права и основателя Creative Commons. Книга была опубликована под лицензией Creative Commons и доступна для свободного распространения[1]. Книга подробно рассказывает о социальном воздействии интернета и его влиянии на производство и потребление популярной культуры на пути к «ремикс-культуре».

В «Ремиксе» Лоуренс Лессиг, гарвардский профессор права и уважаемый эксперт в том, что он называет «авторскими войнами», описывает разрыв между доступностью и относительной простотой ремикс-технологий и авторским правом. Лессиг настаивает на том, что авторское право в его современном виде устарело для цифровых медиа, поскольку «каждый раз, когда вы используете творческую работу в цифровом виде, технология изготавливает копию». Таким образом, любительское использование и присвоение цифровых технологий находится под беспрецедентным контролем, что ранее было применимо только к профессиональному использованию.

Лессиг настаивает на том, что знания и манипуляции технологиями мультимедиа сегодня являются формой грамотности нынешнего поколения, тогда как показатели «чтение и письмо» уходят в прошлое. Дети растут в мире пронизанном компьютерными технологиями и не могут понять, почему «ремикс» является незаконным. Лессиг уверен, что любительское использование защищённых авторскими правами произведений в цифровую эпоху не может быть остановлено. Таким образом, наиболее ощутимым результатом этого напряжения является то, что поколение детей растёт и совершает в интернете юридически противоправные действия, зная, что это незаконно. Это, по мнению автора, имеет социальные последствия, которые выходят далеко за рамки войн авторского права. Книга стала доступна для бесплатной загрузки по лицензии Creative Commons BY-NC 3.0[2][3][4].

Лессиг выделяет 5 шагов, которые поставят нас на путь более эффективного и действенного закона об авторском праве.

В своей заключительной главе «Реформирование нас» Лессиг говорит о том, что для движения в направлении прекращения бессмысленных войн авторского права, в основном наносящих вред нашим детям, мы должны понимать, что государственный контроль имеет свои пределы.

Дети, выросшие в эпоху цифровых технологий, видят эти законы как бессмысленные, поскольку они продолжают скачивать файлы несмотря на их авторство. Лессиг предупреждает, что это явление может иметь больший эффект просачивания в сторону взглядов ребёнка на права в целом. Если думать в таком ключе, то реформа авторских прав несёт гораздо большие последствия для морали подрастающих поколений.