Сернуда, Луис


Луи́с Серну́да Бидо́н или Биду (исп. Luis Cernuda Bidón; 21 сентября 1902, Севилья — 5 ноября 1963, Мехико) — испанский поэт, переводчик, эссеист.

Дед с материнской стороны, аптекарь, был выходцем из Франции. Отец — военный. Луис окончил с перерывами юридический факультет Севильского университета. Часто (и не совсем справедливо) причисляется к «поколению 27 года», более известному широкой публике как поколение Ф. Г. Лорки. Однако знаменитое празднование трехсотлетия смерти Луиса де Гонгоры (1927), ставшее для круга Лорки основополагающим актом группового сплочения и литературного самоутверждения, Сернуда пережил лишь одним из зрителей-слушателей. Он дебютировал в этом году книгой лирики «Очертания ветра», и зона его литературных пристрастий как будто бы близка кругу Лорки — это французский сюрреализм. Но он соединяет его с романтическим томлением по недостижимому идеалу и, вместе с тем, с неоклассицистскими античными мотивами (напрямую свести их к биографическому эпизоду гомосексуальной юношеской страсти, наглухо табуированной в тогдашней Испании, разумеется, совершенно недостаточно).

В Гражданской войне Сернуда занимает сторону республиканцев, он пишет стихи в жанре героического романса, ставшие популярными фронтовыми листовками. В 1936 году выпускает первое поэтическое избранное за двадцать лет «Реальность и желание», которое надолго осталось его главной книгой и своего рода визитной карточкой поэта (сборник пополнялся до 1962). В 1938 году Сернуда покидает Испанию. В 1939—1947 годах он преподавал испанскую и английскую филологию в Великобритании (Глазго, Кембридж, Лондон), следующие пять лет — в США, в 19521960 годах — в Мексике, где сблизился с Октавио Пасом, затем снова в США.

В 1920—1930-х годах Сернуда перевёл Мольера, Бальзака, Мериме, ряд стихотворений Гёльдерлина, драму У. Шекспира «Троил и Крессида». В изгнании выпустил несколько книг стихотворений, сборники лирической прозы, переводы из английских поэтов, труды о новейшей испанской поэзии и об английской лирике XIX в.

Развивая достижения Роберта Браунинга, Т. С. Элиота, а также Константиноса Кавафиса, которого он через английские переводы в журнале Элиота The Criterion открыл одним из первых в Европе, Сернуда сделал основой своей зрелой поэтики драматическую сцену или ролевой монолог-маску, исключающие отождествление автора и лирического героя. «Его слово, — писал о Сернуде Октавио Пас, — никогда не действует на нас непосредственно, напрямую: между ним и нами всегда находится взгляд поэта, мысль, которая создаёт дистанцию, чем и порождает подлинную коммуникацию с читателем». Подобная новаторская стратегия внесубъективного высказывания в лирике самым существенным образом повлияла на испанскую поэзию второй половины XX в. (Хосе Анхель Валенте, Хайме Хиль де Бьедма, Франсиско Бринес) и оказалась созвучной поискам таких поэтов разных стран, как У. Х. Оден, Ч. Милош, И. Бродский, З.Херберт и др.