Сильвестр (епископ Переяславский)


Сильвестр (Селивестр) (ум. 1123) — епископ Переяславский с 1119 года, а ранее игумен Михайловского Выдубецкого монастыря. Один из редакторов и летописцев «Повести временных лет»[1].

Место и время рождения епископа Сильвестра неизвестно. В Лаврентьевском, Радзивилловском и Московско-Академическом списках «Повести временных лет» текст обрывается на статье 1110 года, за которой следует запись Сильвестра о том, что в 1116 году при князе Владимире Мономахе им был написан «летописец» (летопись)[2]: «Игумен Селивестр святого Михаила написал книги си летописец»[3]. Переписав в 1116 году «Повесть временных лет», Сильвестр мог продолжать её дальше[4]. Был не только переписчиком, но и редактором летописи.

Согласно гипотезе А. А. Шахматова, Лаврентьевская летопись отражает вторую редакцию «Повести временных лет», составленную Сильвестром. После смерти князя Святополка Изяславича покровительствовавшего Киевско-Печерскому монастырю, летописание было передано в Выдубицкий монастырь, где в 1117 году игумен Сильвестр перерабатывает заключительные статьи «Повести временных лет», включает при этом положительную оценку деятельность князя Владимира Мономаха, в 1113 году ставшего великим князем Киевским. Шахматов как указывал, что первая редакция в результате переделки её Сильвестром «исчезла совсем», так и допускал, что Сильвестр, ограничил свою работу лишь редакционными правками[5]. М. Д. Присёлков датировал первую редакцию 1113 годом, опираясь, в частности, на расчёт лет в статье 852 года, доведённый до смерти Святополка в 1113 году[6], однако Шахматов считал упоминание смерти Святополка в этом перечне вставкой Сильвестра[5]. Присёлков предполагал, что Сильвестр переработал заключительную часть летописи (от статьи 1093 года), так как она «оказалась враждебной… новому киевскому князю Мономаху, давнему политическому противнику Святополка»[7]. По мнению Присëлкова, Сильвестром был сокращён ряд известий о взаимоотношениях Святополка с Киево-Печерским монастырем, в статью 1097 года добавлен рассказ Василия об ослеплении князя Василька Теребовльского, в вводную часть добавлена легенда о посещении Руси апостолом Андреем Первозванным[1].