Скалозубов, Николай Лукич


Николай Лукич Скалозубов (иногда Сколозубов[2]; 29 октября [10 ноября] 1861[1], Кострома — 19 февраля [4 марта] 1915 или 1916[1], Курган, Тобольская губерния) — губернский агроном, общественный деятель, депутат II и III Государственной думы от Тобольской губернии (1907—1912).

Николай Скалозубов родился 29 октября (10 ноября1861 года в мещанской семье приказчика по хлебному делу в городе Костроме Костромской губернии, ныне город — административный центр Костромской области[3]. Николай был вторым ребёнком (первый умер в младенчестве), всего в семье было девять детей. К моменту смерти отца Николаю исполнилось 18 лет[4].

Первоначальное образование получил в приходском и уездном училищах. В 1881 году окончил Костромское реальное училище, а в 1885 (или 1887[5]; неверно, в 1858[6]) — Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве; получил звание кандидата сельского хозяйства[7].

Скалозубов хотел получить место учителя естественной истории в какой-нибудь сельскохозяйственной школе, но получил отказ[8]. В итоге, до 1892 года он работал страховым агентом и агрономом-смотрителем Красноуфимского уездного земства (Пермская губерния). Кроме того он был секретарём Красноуфимской уездной земской управы и статистиком того же уезда. Имел годовое жалованье в 1200 рублей[7].

В 1888 году Скалозубов, при поддержке директора местного реального училища Н. А. Соковина[8], организовал подворную перепись в Красноуфимском уезде. Был исследователем (1889) и пропагандистом кустарного крестьянского труда[5]. Также читал курс сельскохозяйственной этимологии в уездном промышленном училище в Красноуфимске[7].

Работая в уезде, Н. Л. Скалозубов собирал сведения о народной культуре его жителей. Наиболее значительная его работа в этой области — «Народный календарь: праздники, дни святых, особо чтимых народом, поверья, приметы о погоде, обычаи и сроки сельскохозяйственных работ» (1894). В её основе материал, полученный от корреспондентов во многих населенных пунктах уезда: в течение 1890 года автор ежемесячно рассылал местным корреспондентам листы-анкеты, в которые они вписывались поверья, приметы и сроки сельскохозяйственных работ. Целью было изучение «векового опыта крестьянина-хлебопашца… для характеристики естественных условий сельского хозяйства данной местности»[9].