Спиричуэлс


Спи́ричуэлс, cпиричуэл (англ. Spirituals, Spiritual music) — духовные песни афроамериканцев-протестантов. Как жанр спиричуэлс оформился к 60–70 годам XIX века[1] в США в качестве модифицированных невольнических песен афроамериканцев американского Юга (в те годы употреблялся термин «джубилиз»).

Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Северную Америку белыми переселенцами.

Европейские эмигранты шотландско-гэльского происхождения привезли с собой традицию исполнения риспонс (от англ. response — «ответ») — хоровых песнопений, присущих методистской церкви[2].

Эта вокальная форма передалась негритянским спиричуэлистам во многом благодаря произведению английского проповедника Исаака Уоттса, издание 1820 года которого было очень популярно на юге Соединенных Штатов Америки.

Тематику спиричуэлс составляли библейские ветхозаветные сюжеты, особенно связанные с темой освобождения (Моисей, Даниил). Часто использовались картины из Книги Откровения. Песни приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта афроамериканцев и подвергались фольклорной обработке.

Спиричуэлс сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англо-кельтской основе. Спиричуэлс имеют вопросо-ответную (респонсорную) структуру в диалоге проповедника с прихожанами: проповедник, исполняя вокальную партию, «вопрошает» паству; паства, в свою очередь, хором «отвечает» проповеднику также вокальной партией (сall and response, по-русски «призыв и ответ»). Зачастую, пение сопровождалось хлопаньем в ладоши, топаньем, реже — танцами.