Степанянц, Арменак Левонович


Арменак Левонович Степанянц[3][4] (Степанян[5]; арм. Արմենակ Լևոնի Ստեփանյան; 15 июля 1900[1][2], Елизаветполь[1][2] — 14 декабря 1974[1][2], Москва[1][2]) — советский армянский скульптор. Брат скульптора Сурена Степаняна (1895—1971) и композитора Аро Степаняна (1897-1966). Работал в области декоративной скульптуры (особенно садово-парковой)[6].

Родился 15 июля 1900 года в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан). Начал обучаться скульптуре в Баку у В. А. Сергеева. В 1921 году переехал в Москву и поступил на скульптурный факультет ВХУТЕМАСа[5], где его преподавателями были Б. Д. Королёв и И. М. Чайков[7].

После окончания вуза в 1925 году остался в Москве[8]. В 1927 году познакомился с П. Д. Кориным[9], обучался у него рисунку. Под руководством Корина на протяжении нескольких лет выполнял рисунки с античных слепков в Музее изобразительных искусств имени Пушкина[8]. В частности, он копировал на большом картоне слепок «Лаокоона», стремясь добиться детальной передачи формы[3]. В тот период проявилось увлечение Степанянца искусством Леонардо да Винчи и Гвидо Рени, что сказалось на многих его карандашных портретах 1930—1940-х годов[9].

Одновременно он работал в творческой мастерской С. Д. Меркурова. Занимался работами по формовке вещей, переводу их из гипса в более прочные материалы. В 14 апреля 1930 года вместе с Меркуровым снимал посмертную маску с В. В. Маяковского. Помогал Меркурову в работе над образом В. И. Ленина[8]. Опираясь на этот опыт, создал бюст Ленина, который был установлен в Краснопресненском райисполкоме Москвы[3]. И в дальнейшем Арменака Степанянц неоднократно возвращался к работе над образом Ленина. Незадолго до смерти он писал в своей автобиографии: "В настоящее время я работаю над образом В. И. Ленина. Я хочу изобразить Ленина мудрым и задумчивым. Дать правильный образ великого вождя трудового народа и трудно и очень интересно"[10].

Во время учёбы во ВХУТЕМАСе сделал в альбомах множество набросков, находясь на производстве. Вскоре после окончания вуза выполнил несколько барельефов на тему индустриального труда. Первыми скульптурами Арменака Степанянца были статуэтки из гипса, по форме напоминающие каменные изваяния[3], а также скульптурные вазы[9]. В начале 1930-х годов выполнил ряд одиночных и многофигурных композиций, посвящённых актуальным в то время профессиям: «Трактористка», «Литейщик», «Металлург». В этих скульптурах автор изобразил рабочего человека в привычной производственной среде[3]. К этим работам близки скульптуры на оборонную тематику: «Красноармейцы ударники за изучением пулемёта», «Победительница в состязаниях на значок ГТО», «Осоавиахим». С ними Арменак Степанянц впервые принял участие в художественной выставке «15 лет РККА» в 1933 году[8]. Принимал участие в создании фриза на здании Правительства Армянской ССР в Ереване[9]. В 1932 году вступил в Московский союз советских художников[10].