Страде Бьянке


Страде Бьянке (итал. Strade Bianche; ранее — Монтепаски Эроика, Монтепаски Страде Бьянке) — ежегодная шоссейная однодневная велогонка, проходящая по дорогам итальянской Тосканы. С сезона 2017 года гонка получила категорию 1.UWT и начала проходить в рамках Мирового тура UCI. Молодая гонка быстро обрела популярность благодаря холмистому рельефу и участкам гравийных дорог.

В 1990-х годах власти провинции Сиена озаботились сохранением римских «белых дорог», а также привлечением туристов. В 1997 году они организовали первую любительскую велогонку, предложив участникам на выбор 4 дистанции от 38 до 205 километров. Сложность маршрута состояла в постоянном чередовании подъёмов и спусков, а более половины дистанции приходилось на гравийные участки. Эти трудности объясняются тем, что организаторы хотели вернуть дух велоспорта начала века, когда участники гонки страдали от многих проблем: плохих дорог, невозможности прибегнуть к посторонней помощи; гонке дали название Eroica (героическая). Расчёт оказался верен: провинцию охватил бум велотуризма, проехать гонку приезжали ветераны и даже действующие велогонщики. Гонка проводилась в конце сентября, что совпадало со сбором винограда, поэтому царила атмосфера праздника. Проводилась выставка исторических техники и фотографий, на старт выходили участники на древних велосипедах и тандемах. Каждый финишировавший получал бутылку кьянти, вечером проходило застолье. Гонка оправдала ожидание хозяев: появились новые спонсоры, в том числе фонд Монте дей Паски ди Сиена; агентство по велоспорту организовало многочисленным велотуристам десятки маршрутов; на поддержание исторических дорог было собрано 57 миллионов евро.

Сложный рельеф привлёк к Эроике профессионалов, сравнивших её гравийные дороги с брусчаткой Тура Фландрии и Париж — Рубе. 9 октября 2007 года вместе с двумя тысячами любителей на старт вышли профессионалы, гонка получила первую категорию UCI Europe Tour[1]. 180-километровую дистанцию, в том числе 70 километров пыльных гравийных участков, первым преодолел россиянин Александр Колобнев. В следующем сезоне гонку, удлинившуюся на километр, перенесли на март, ближе к классикам[2]. В финишном спринте Фабиан Канчеллара одержал победу над Алессандро Балланом, единственным итальянцем, поднимавшимся на подиум Эроики до 2011 года[3]. В 2009 году маршрут снова был увеличен, до 190 километров, 57,2 километра из которых предстояло проехать по гравию, а Эроика стала Le Strade Bianche (дорогами белого гравия). Первым к финишу пришёл швед Томас Лёфквист, на следующий год окончивший гонку по тому же маршруту вторым за Максимом Иглинским[4][5].

В 2024 году ещё более усилились дискуссии о переводе гонки в ранг «Монумента»[6], на что победитель Страде Бьянке 2024, Тадей Погачар, отметил, что это может и произойдёт через 100 лет[7].