Топтыжка


Топтыжка — советский мультипликационный фильм. Вторая по счёту режиссёрская работа Фёдора Хитрука. Выполнен в технике бесконтурного рисунка и перекладок.

В глухом дремучем лесу стояла избушка. В ней жила медведица с медвежонком Топтыжкой. Однажды, когда медведица крепко спала, а сам Топтыжка пошёл гулять, он повстречал зайца Чернохвостика, с которым подружился. Когда Топтыжка вернулся домой, медведица заперла дверь и запретила ходить зимой в лес и дружить с зайцем. Чернохвостику мать-зайчиха тоже запретила с дружить с медведем.

Пришла весна. Медведица проснулась и повела сына в лес. Топтыжка попал на то самое место, где зимой играл с зайчонком. Он решил найти друга и вышел на крутой берег. Здесь он увидел, что по речке плывёт домик, а на его крыше сидят зайчиха и зайчонок. Топтыжка бросился спасать друга и сам чуть не попал под льдину, ему помогли зайцы. Из лесу вышла мать‐медведица. В финале оба семейства подружились.

«Топтыжка» — один из тех мультфильмов, появление которых ознаменовало новую эпоху в рисованной кинематографии СССР. В 1930-х — 1950-х годах мультипликация создавалась в первую очередь для детей. Соответственно, главными жанрами были басня и сказка. При этом упор делался на воспитательную функцию произведения, его идеологическое воздействие, создание «новой мифологии» эпохи «большого стиля», а образцом служила эстетика Диснея. В этот период появились замечательные фильмы, имеющие огромный успех у зрителя («Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Гадкий утёнок», «Снегурочка» и другие), однако развитие было ограничено весьма узкими рамками, а мультфильмы обращались только к самой молодой части аудитории[2]. С наступлением «оттепели» пришло время распада «большого стиля». Коллективное уступило частному, всё более явственно проявлялся интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, преодолению проблем, стоящих перед ним. Возросло стремление к обозначению точки зрения автора фильма, что способствовало формированию «лирико-субъективных тенденций экрана» (Н. Кривуля). На первый план вышли вечные вопросы духовной части жизни человека. Авторы обратились к созданию героев, выражающих реакцию на разнообразные ситуации, в которых они оказываются, и на действия персонажей, их окружающих. Вся палитра чувств, испытываемых ими, раскрывается посредством приёмов, свойственных только мультипликации. Одна из тем в новом направлении развития рисованного кино — тема разобщённости и дружбы — стала основой истории, рассказанной в «Топтыжке»[3].