Трахтенберг, Владимир Осипович


Владимир Осипович Трахтенберг (21 августа 1860[1][2] (по др. сведениям, 1861[3]), Кронштадт — 25 августа 1914, Мюнхен) — российский писатель, драматург, театральный деятель и журналист.

Владимир Трахтенберг родился в 1860 (по др. сведениям, 1861) году в Кронштадте, в семье лютеран. Окончив юридический факультет Санкт-Петербургского университета, 12 лет работал в провинции — служил в Псковской, затем Рязанской губернских канцеляриях[3]. Параллельно со службой занимался литературным трудом, писал пьесы, выступая под псевдонимом ВОТ, участвовал в литературно-музыкальных вечерах и спектаклях[4][2].

В 1900 году пьеса Трахтенберга «Потёмки души (История болезни Пытоева)» получила одну из первых премий на конкурсе Театра литературно-художественного общества. Постановка на сцене театра с известным трагиком К. В. Бравичем в главной роли имела успех, неизвестный автор «стал за один вечер знаменит». Трахтенберг оставил пост правителя канцелярии Рязанской губернии и переехал в Петербург[2].

Активно участвовал в столичной литературной и театральной жизни — ежегодно выпускал пьесы, пользовавшиеся успехом, выступал и как прозаик, был одним из учредителей Союза драматических и музыкальных писателей, «Театрального клуба» при Союзе (несколько лет был директором клуба), «Кассы взаимопомощи» и др. организаций[3][2].

После смерти жены (1899) в одиночестве растил сына, имевшего хроническое заболевание лёгких, из-за чего часто приходилось уезжать из Петербурга, менять квартиры[К 1]. Возил мальчика на медицинские консультации в Финляндию, на лечение кумысом в Поволжье, в заграничные санатории, в Крым и др. В поездках продолжал работать. Заболел болезнью лёгких и сам. В 1913 году поехал на долгосрочное лечение в Италию, на курорт Мерено. Возвращался в Россию через Германию, умер в Мюнхене 25 августа 1914 года[2].

В. О. Трахтенберг — автор пьес «Потёмки души (История болезни Пытоева)», «Комета», «Победа», «Фимка», «Вчера — Сегодня — Завтра» (трилогия), «Жар-Птица», «Плёвое дело», «Как они бросили курить», «Ведьма» и др.[3] Его драмы отражали общественные настроения и искания начала XX века — «идеи ницшеанства, раздвоения личности, проблемы борьбы добра и зла в душе человека». Действие пьес разворачивалось главным образом в провинции[2].