Фарисеи


Фарисе́и (ивр. פְּרוּשִׁים‎ [перушим] или [прушим] «отделившиеся») — религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху Второго Храма; одна из трёх древнееврейских философских школ, возникших в эпоху расцвета Маккавеев (II в. до н. э.), хотя возникновение фарисейского учения может быть отнесено к времени Ездры. Учение фарисеев лежит в основе Галахи и современного ортодоксального иудаизма.

Конфликты между фарисеями и саддукеями происходили в контексте гораздо более широких и давних социальных и религиозных конфликтов среди евреев, усугублённых Римским завоеванием[1]. С одной стороны, основание конфликтов было культурным — между теми, кто поддерживал эллинизацию (саддукеи), и теми, кто сопротивлялся ей (фарисеи). Ещё одна разница — условно «судебно-религиозная»: между теми, кто подчёркивал важность Второго Храма с его обрядами и богослужениями, и теми, кто подчеркивал важность других Моисеевых законов. Также был аспект разногласий, касавшийся различных толкований Торы и того, как применять её к современной им жизни: например, саддукеи признавали только письменную Тору и отвергали такие доктрины, как устная Тора, Пророки, Писания и воскрешение мёртвых.

Иосиф Флавий (37 — ок. 100), которого многие историки считали фарисеем, оценивал общее число фарисеев до падения Второго Храма примерно в шесть тысяч человек[2]. Он утверждал, что фарисеи пользовались полной поддержкой и уважением среди простых людей, по-видимому, в отличие от более элитарных саддукеев, которые были высшим классом. Фарисеи претендовали на авторитет Моисея для своего толкования еврейских законов, в то время как саддукеи представляли власть жреческих привилегий и прерогатив, установленных со времён Соломона, когда Садок, их предок, служил в качестве первосвященника. Выражение «простой народ» в писаниях Иосифа Флавия предполагает, что большинство евреев были «просто еврейскими людьми», не входившими ни в какие группы.

За пределами еврейской истории и литературы фарисеи были отмечены упоминаниями в Новом Завете в связи с конфликтами с Иоанном Крестителем и Иисусом Христом. В Новом Завете также есть несколько упоминаний о том, что апостол Павел был фарисеем. Отношения между ранним христианством и фарисеями зависели от личности человека; в то время как многочисленные безымянные фарисеи изображались как враждебные, в новозаветных писаниях упоминаются некоторые фарисеи, включая Иосифа Аримафейского, Никодима и Гамалиила, которые симпатизируют Иисусу и христианам. Жёсткое обличение фарисеев в Евангелии привело к тому, что понятие «фарисейство» в христианстве и современном обществе часто употребляется как синоним лицемерия.