Философия религии


Филосо́фия рели́гии в широком смысле — совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализации её природы и функций, а также философских обоснований существования божества, философские рассуждения об его природе и отношении к миру и человеку; в узком смысле — эксплицированное автономное философское рассуждение о божестве и религии, особый тип философствования[1]. Целью философии религии является «раскрытие сущности религии»[2].

Хотя этот термин вообще не использовался до девятнадцатого века[3], возможно, самые ранние строгие философские труды о религии можно найти в индуистских Упанишадах. Примерно в то же время работы даосизма и конфуцианства также касались, в частности, рассуждений о религиозных концепциях.

Философия религии в широком смысле существует столько же, сколько существует и философия в целом как часть духовной культуры. При этом могут быть использованы различные философские концепции — натурализма, материализма, экзистенциализма, феноменологии, прагматизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа и т. д.

Философия религии, понимаемая в узком смысле — это автономное философское рассуждение о Боге/божестве и религии (Платона, Фомы Аквинского, Бенедикта Спинозы, Иммануил Канта, Г. Ф. В. Гегеля и т. д.). Это сближает философию религии с историей философии.

В отличие от других областей знания, философия религии изначально включает в себя довольно сложную проблематику, связанную с тем, каких позиций придерживаются сами исследователи относительно религии как объекта изучения. Сложность состоит в том, что религия рассматривается как объективный предмет, не имеющий отношения к самому исследованию. Здесь складываются несколько принципиальных позиций. […] Эти три точки зрения, хотя и принадлежат конкретным философско-религиозным системам, являются основополагающими для всех мировоззренческих систем[4].

Религиовед и культуролог Ю. А. Кимелев выделяет две основные формы рассмотрения философии религии[1]: