Флагманский инженер-механик


Флагманский инженер-механик — должностное звание в 1886—1905 годах на русском императорском флоте, соответствовало 6-му классу Табели о рангах.

Звание было введено в 1886 году Указом императора Александра III при реорганизации Корпуса корабельных инженеров. В соответствии с Положением о корабельных инженерах и инженер-механиках флота звание «флагманский инженер-механик» было введено взамен звания полковника Корпуса инженер-механиков флота.[1]

Звание относилось к 6-му классу Табели о рангах. Вышестоящим для него было звание инспектор механической части, нижестоящим — старший инженер-механик.

Для данного звания было установлено титулование «ваше высокоблагородие», по нему могло жаловаться потомственное дворянство. Оно предназначалось для флагманских специалистов Корпуса, состоявших при командующих флотами и эскадрами, присваивалось приказами генерал-адмирала или главноуправляющего морским ведомством.

Для производства в данное звание помимо выслуги определённого ценза инженер-механик доложен был прослужить также определённое количество месяцев «в кампании», то есть в плаваниях. Для получения звания флагманского инженер-механика старший инженер-механик обязан был прослужить в этом звании не менее 5 лет на судах первого ранга или на судах 2 ранга с мощностью машин 3000 или более сил, а также совершить в течение этого времени 12 месяца внутреннего плавания или 24 месяца заграничного плавания. При назначении на береговые должности требования к кандидатам по плавательному цензу и мощности машин на кораблях, на которых они служили, были ниже.

Отставленные от должностей инженер-механики, не состоявшие уже на штатных должностях во флоте, могли до двух лет числиться «по корпусу», проходя при этом службу в других ведомствах, на коммерческих судах, или управляя частными мореходными предприятиями, после чего увольнялись в отставку или в запас.


Флагманский инженер-механик

Форма обр. 1886 г.
обр. 1892 г.
с пуговицами обр. 1904 г.