Хельсинки-Малми


Аэропорт Хельсинки-Малми (фин. Helsinki-Malmin lentoasema, швед. Helsingfors-Malm flygplats) (ИАТАHEM, ИКАОEFHF) — один из двух аэропортов города Хельсинки, расположенный в районе Малми в 10 км к северо-востоку от центра города.

До открытия в 1952 году аэропорта Вантаа был главным аэропортом не только Хельсинки, но и всей Финляндии. В настоящее время используется малой авиацией[4] и в тренировочных целях. По числу взлётов и посадок это второй аэропорт Финляндии после Вантаа[5].

Городскими властями Хельсинки аэропорт выставлен на продажу за ~ 12 млн евро[6]. Его территорию планируется использовать под жилую застройку. Планы закрытия аэропорта встретили значительное сопротивление[7], а общественная инициатива «Lex Malmi» набрала 50 тысяч голосов и добилась вынесения обсуждения вопроса депутатами парламента[8].

Первый наземный аэропорт Хельсинки, размещённый в Таттарисуо в районе Малми, начал действовать в декабре 1936 года[9]. Сейчас это территория района Малми в Хельсинки. Гидропланы Aero Ltd (сейчас Finnair) были безотлагательно переделаны в самолёты наземного базирования и начали совершать полёты из нового аэропорта вместе с малыми воздушными судами. Здание аэровокзала было построено в стиле функционализма по проекту архитекторов Дага Энглунда и Веры Розендаль, и введено в строй в 1938 г.[10] Официальная церемония открытия состоялась 15 мая 1938 года.

Аэропорт Хельсинки-Малми был первым аэропортом в мире, который изначально создавался как международный аэропорт. Это сделало путешествие в столицу Финляндии намного более быстрым, чем до этого. К концу 1930-х гг. было налажено авиационное сообщение со всеми главными городами Финляндии, а в 1940 г. стало возможным летать даже в Петсамо (нынешний п. Печенга Мурманской области) на Крайний Север.

В ходе Зимней войны гражданское воздушное сообщение было прекращено, и аэропорт использовался военно-воздушными силами Финляндии. Гражданский пассажиропоток был переведен на другие аэродромы. В 1941—1944 гг. аэропорт использовался как в военных, так и в гражданских целях. После выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 г. аэропорт был передан под контроль Союзной контрольной комиссии в Финляндии. Он был возвращён в распоряжение Финляндии в 1946 г..