Яндекс Лавка


Яндекс Ла́вка — российский сервис заказа готовой еды, продуктов и хозяйственных товаров на дом с локальных складов через мобильное приложение или веб-сайт. Часть фудтех-направления «Яндекса». Запущен в 2019 году.

По состоянию на июль 2024 года «Яндекс Лавка» работает в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Нижнем Новгороде, Казани, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Краснодаре, Новосибирске и Иркутске. В ноябре 2020 года «Яндекс» запустил аналог «Лавки» под брендом Deli в Израиле[1].

Работа над «Яндекс Лавкой» началась в марте 2019 года под руководством медиаменеджера Ильи Красильщика. Ранее в 2015 году основатель «Яндекса» Аркадий Волож лично инвестировал в подобный сервис быстрой доставки продуктов — турецкий Getir[2]. С апреля создатели «Лавки» проверяли внутренние процессы на базе тестового даркстора, а с 10 июня сервис начал обслуживать внешних пользователей в ограниченной части московских Хамовников[3][4][5].

В 2020 году у «Лавки» появились собственные приложения для Android и iOS. Прежде она была доступа внутри других приложений: «Еды», «Такси» и приложения «Яндекса»[6]. Первоначально «Яндекс Лавка» развивалась внутри сервиса «Яндекс Еда», затем в феврале 2020 года выделилась в отдельное направление с сохранением основных партнёрских связей[7]. К февралю 2020 года «Яндекс Лавка» открыла около 60 дарксторов[5] и начала работать в Санкт-Петербурге[8][9]. К июлю 2020 года у сервиса было 180 локальных складов[10]. Также в июле 2020 года «Лавка» запускалась в Нижнем Новгороде[11], в апреле 2021 — в Казани[12]. По подсчётам vc.ru, выручка за III квартал 2020 года составила около 2,5 миллиарда рублей; сервисом выполняется порядка 26 тысяч доставок в день[13].

В августе 2021 года заработала веб-версия, отдельная от сайта «Яндекс Еды» и поддерживающая все функции мобильного приложения[14].

Особенность работы сервиса — в использовании небольших локальных складов формата «даркстор»[16]. Это позволяет доставке занимать в общей сложности 10-15 минут. На каждый небольшой склад помещается ограниченное число товаров (около 2 000 наименований). Склады могут обслуживать всего несколько человек. Специальное приложение оптимизирует маршрут сборщика по складу, сборка заказа занимает две минуты. Компания арендует и ремонтирует помещения площадью 100—150 квадратных метров. Такие склады работают по тем же принципам, что и большие распределительные центры. В них устанавливаются стеллажи для хранения и маркированные ячейки; кладовщики работают с терминалом сбора данных (ТСД), в котором отображаются заказы и товарные остатки[5].