Иаков


Иа́ков (др.-евр.(Ya'akov) יַעֲקֹב‏‎) — ветхозаветный персонаж из Книги Бытия в эпоху после Потопа и до дарования Моисею Закона. Третий библейский патриарх (после Авраама и Исаака), родоначальник 12 колен Израилевых. Младший из сыновей-близнецов Исаака и Ревекки, родившей после 20-летнего бесплодного брака. После схватки с ангелом именуется как Израиль[5], реже Исраиль[6].

Имя Иаков интерпретируется в Пятикнижии как производное от слова акев («пята; след»), так как Иаков вышел из чрева матери, ухватившись за пяту старшего брата Исава (Быт. 25:26). Предполагается, что это имя представляет собой сокращенную форму распространенного во 2 тыс. до н. э. у семитских народов Ближнего Востока теофорного имени yahqub-el, или ya‘akub-el, со значением`"защитил [меня] Господь"`, и родственно еврейскому имени Акива (עֲקִיבָא).[7][8]

Помимо имени собственного, ивритское יעקב является глаголом в форме будущего времени третьего лица мужского рода и переводится как «(он) будет следовать, последует».

В библейской «Книге Бытия» праотец Иаков после борьбы с Богом получает имя Израиль: «И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:27,28). Эта реплика привела к распространённому толкованию значения имени Израиль — «боровшийся с Богом»[7]. Существуют варианты толкования «Эль борется» или «Эль сражается»[9]. По другой версии имя Израиль происходит от глагола śarar («управлять, быть сильным, быть облечённым доверием») и означает «Бог правит» или «Бог судит»[10]. В «Библии короля Якова» приводится толкование Израиль — «Принц Божий». В христианской традиции существует толкование имени Израиль как «ум, видящий Бога»[11].

Спустя 20 лет после того, как Исаак взял Ревекку в жёны, у Ревекки от Исаака (сына Авраама) родились два сына-близнеца. Старший сын был назван Исавом, а младший — Иаковом (Быт. 25:20, 25:24—26).

История Иакова излагается в Книге Бытия (Быт. 25, 27—50). Она начинается с повествования о том, как Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдёт от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Характеры и занятия братьев разнились: Иаков был «человеком кротким, живущим в шатрах», а Исав — «человеком, искусным в звероловстве, человеком полей» (Быт. 25:27). Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков выменял Исаву красноватую снедь (чечевичную похлёбку) за право первородства (25:34). Он также хитростью добился от Исаака, благоволившего Исаву, благословения на первородство и сделался родоначальником еврейского народа (27:1—41).