Абуладзе, Тенгиз Евгеньевич


Тенги́з Евге́ньевич Абула́дзе (груз. თენგიზ ევგენის ძე აბულაძე; 31 января 1924[1][2][…], Кутаиси — 6 марта 1994[2][3], Тбилиси) — советский и грузинский кинорежиссёр, педагог.

Абуладзе наиболее известен своей трилогией фильмов, посвященной моральным и социальным вопросам: «Мольба» (1967) — «Древо желания» (1976) — «Покаяние» (1984). Фильм «Покаяние» принес Абуладзе мировую известность и стал символом гласности в позднем СССР. Народный артист СССР (1980)[4][5].

Окончил железнодорожный техникум, затем Тбилисский театральный институт (1943—1946), где его преподавателями были Георгий Товстоногов и Дмитрий Алексидзе[7]. В 1953 году окончил ВГИК (мастерская Сергея Юткевича[5] и Михаила Ромма). Во ВГИКе занимался также у Сергея Эйзенштейна, Льва Кулешова, Александры Хохловой, Александра Довженко. Дипломной работой стал короткометражный документальный фильм о дирижёре Дмитрии Аракишвили[8].

В 1955 году совместно с Резо Чхеидзе сняли фильм «Лурджа Магданы» по рассказу Екатерины Габашвили. Фильм рассказывает об осле, которого бросил умирать богатый и жестокий владелец и выходили дети бедной вдовы. Для фильма режиссёр изменил конец рассказа: если в рассказе после того, как богач заявляет претензии на осла, судья выносит справедливое решение в пользу вдовы, то в фильме подкупленный судья присуждает осла богачу. Режиссёр объяснял, что ему было необходимо показать драму, а не святочную историю[9]. В 1956 году фильм был удостоен Специального упоминания на конкурсе короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля как «Лучший фильм с вымышленным сюжетом», став первой за долгое время советской картиной, получившей признание на крупном западном кинофестивале[10][11].

Вторая работа режиссёра — бытовая драма «Чужие дети» — была создана в 1958 году под впечатлением от газетного очерка Н. Александровой, опубликованного в «Комсомольской правде», при этом режиссёр перенёс события в Грузию. Советские критики упрекали фильм в подражании итальянскому неореализму. Современные биографы режиссёр отмечают влияние неореалистов, а также наследовавших им кинорежиссёров М. Антониони и Ф. Феллини, но одновременно говорят и о собственном поэтическом языке режиссёра[12][13]. Фильм также был удостоен почётных наград на международных кинофестивалях.

В 1962 году снял «грустную комедию» «Я, бабушка, Илико и Илларион» — экранизацию одноимённого романа Нодара Думбадзе. Фильм вышел в широкий прокат и принёс режиссёру всесоюзную популярность[14]. Михаил Ромм высоко оценил фильм, отметив одновременное сочетание в картине юмора и философии грузинского народа[15].